Город за лобовым стеклом

Вчера страна и город отмечали День работников автомобильного и городского пассажирского транспорта. Об одном из этих работников – наш рассказ.

Город за лобовым стеклом | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Несмотря на то что четверо старших братьев Николая Вячеславова профессиональные водители, сам он ни в детстве, ни в юности о руле не мечтал. Говорит, что профессию нашел случайно. Или она его нашла... Сразу после школы ушел в армию, а вернувшись, увидел объявление в автобусе: автопарк # 7 принимает на водительские курсы отслуживших в армии парней с ленинградской пропиской. После полугода учебы в автошколе получил права, сразу став водителем второго класса. Стажировался в автобусном парке # 1.

– Инструктор как-то мне говорит: «Николай, бросай это дело. Не будешь ты водителем, у тебя к этому склонности нет. Пойми: спокойствие – главное на дороге», – вспоминает сегодня профессионал с 32-летним стажем, один из лучших шоферов «Пассажиравтотранса», награжденный знаками «За работу без аварий» первой и второй степеней, Николай Вячеславов. – Ну был у меня в первые дни мандраж на маршруте с непривычки, так неужели я работать не смогу? И что – я хуже братьев? Обидно стало. Потом я еще долго с этим инструктором про себя спор вел, будто доказывал ему что-то...

Вячеславов вспоминает свой первый 61-й маршрут:

– Возил пассажиров от Звездной улицы до Решетникова, по Витебскому, да закоулочками... На рынок бабушек с сумками доставлял. Ездил на коротком «ЛАЗе-4202». Эти машины по Ленинграду совсем недолго походили – «сыпались» сильно.

Потом Вячеславов пересел на 260-й «Икарус», затем был тот же «Икарус», но уже с автоматической коробкой передач, потом 280-й – «гармошка»... А с 2004 года на предприятие стали приходить низкопольные машины – «Скании», ЛиАЗы, «Волгабасы».

– Самый удобный из старых автобусов был «Икарус»-автомат, с него никто из водителей уходить не хотел. Но куда деваться, переучились, – рассказывает Николай. – А потом стало понятно: современные, напичканные автоматикой-электроникой низкопольные автобусы стоили того, чтобы их осваивать. Сейчас едешь – отдыхаешь. И пассажиры тоже довольны: салон просторный, и заходить удобно, не надо по ступенькам подниматься.

С 2004-го Вячеславов работает на 22-м маршруте. Знает его наизусть в самых мелких подробностях, до каждой ямки-выбоинки на дороге, а все равно выезжает с удовольствием:

– Я вообще люблю длинные маршруты, и особенно по центру, по историческим местам нравится ездить. Поэтому и 22-й люблю. Едешь, городом за лобовым стеклом любуешься – такая красота!

Современные автобусы упростили работу водителя, а вот выросшее народонаселение, напротив, усложнило. На заре трудовой биографии Вячеславова машин на дорогах и людей на остановках было куда меньше, чем сейчас. Соответственно, не было и бича нынешней городской транспортной сети – пробок.

– Мне кажется, по количеству и плотности пробок мы уже потихоньку приближаемся к Москве, – сетует Николай. – Мне до «Чернышевской» доехать по расчету – полчаса, а реально еду час и больше. Но пассажиры привыкли, спокойны. Даже те, кто опаздывает. Мы раньше на короткой «Скании» по 22-му маршруту людей возили – справлялись, а теперь и на длинномере бывает набивается полный салон.

Но менять нервный и забитый машинами центр на просторные «спальные» окраины Николай не хочет.

И со словами инструктора о том, что самое главное на дороге – спокойствие, он, кстати, полностью согласен. Эти же слова теперь говорит своим ученикам-стажерам.

– Важно себя психологически правильно настроить. Со слабыми нервами в этой профессии делать нечего, – поясняет Николай.

Он, к слову, этому научился достаточно быстро. Гораздо труднее было привыкнуть рано вставать.

Такой рабочий режим, как у Вячеславова и его коллег, многим горожанам даже представить трудно. Подъем без четверти три, на умывание-одевание-завтрак всего полчаса, ведь к половине четвертого нужно успеть «на развозку». В четыре он уже в парке. Проходит медосмотр, проверяет машину – масло, колеса. В 5.30 выезжает на маршрут – и так до трех пополудни. Иногда работает с трех и до вечера...

Семьи водителей с трудом приспосабливаются к такому расписанию. И Вячеславову, по его словам, жена не раз говорила: бросай эту работу. Поначалу в водительском кресле удерживали деньги: зарплата водителя 30 лет назад была, по его словам, на втором месте после летчиков. Сейчас водительская зарплата чуть выше средней по городу, однако бросать профессию мысли как не было, так и нет.

– Нравится по городу ездить, людей возить, с техникой ковыряться. Затянула меня эта работа...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (5573) от 26.10.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...

«Ресторану-киту» нигде не рады
05 Июня 2018

«Ресторану-киту» нигде не рады

У стенки Невы напротив парка имени Бабушкина причалил огромный дебаркадер, по форме напоминающий кита или самолет с отвалившимися крыльями. Это плавучий ресторан, которому много лет не могли найти мес...

Патриарший покой курируют свыше
12 Октября 2017

Патриарший покой курируют свыше

Церковный объект в Пушкине украсят апартаментами

На арену вышли дворники
04 Июля 2017

На арену вышли дворники

Две сотни рабочих приняли участие в уборке территории после финального матча Кубка конфедераций-2017 и церемонии закрытия турнира.

Парк победы капитала
17 Апреля 2017

Парк победы капитала

В Черную книгу Всемирного клуба петербуржцев включен Приморский парк Победы, в Красную книгу - «судебный» квартал и фабрика «Красное знамя». Таковы главные итоги пятничного заседания клубного «кругло...

Город прирос Буграми
04 Февраля 2016

Город прирос Буграми

Строительство нового подъезда к Буграм, по всей видимости, откладывается как минимум на три года. Мы уже рассказывали, как на бывших совхозных полях возле этого поселка начинают возводить дома-«мураве...

Выемка под Смоленкой
11 Декабря 2015

Выемка под Смоленкой

Западный скоростной диаметр готовится нырнуть под Смоленку. Углубленная автотрасса ЗСД окаймляет всю западную оконечность Васильевского острова. А для устья реки уже проложили новое русло.

Киевское спешит к Гатчине
21 Мая 2015

Киевское спешит к Гатчине

Полным ходом идет сегодня реконструкция Киевского шоссе, в результате которой дорога должна стать шире и безопаснее. Пока же ремонт провоцирует пробки...