Город за лобовым стеклом

Вчера страна и город отмечали День работников автомобильного и городского пассажирского транспорта. Об одном из этих работников – наш рассказ.

Город за лобовым стеклом | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Несмотря на то что четверо старших братьев Николая Вячеславова профессиональные водители, сам он ни в детстве, ни в юности о руле не мечтал. Говорит, что профессию нашел случайно. Или она его нашла... Сразу после школы ушел в армию, а вернувшись, увидел объявление в автобусе: автопарк # 7 принимает на водительские курсы отслуживших в армии парней с ленинградской пропиской. После полугода учебы в автошколе получил права, сразу став водителем второго класса. Стажировался в автобусном парке # 1.

– Инструктор как-то мне говорит: «Николай, бросай это дело. Не будешь ты водителем, у тебя к этому склонности нет. Пойми: спокойствие – главное на дороге», – вспоминает сегодня профессионал с 32-летним стажем, один из лучших шоферов «Пассажиравтотранса», награжденный знаками «За работу без аварий» первой и второй степеней, Николай Вячеславов. – Ну был у меня в первые дни мандраж на маршруте с непривычки, так неужели я работать не смогу? И что – я хуже братьев? Обидно стало. Потом я еще долго с этим инструктором про себя спор вел, будто доказывал ему что-то...

Вячеславов вспоминает свой первый 61-й маршрут:

– Возил пассажиров от Звездной улицы до Решетникова, по Витебскому, да закоулочками... На рынок бабушек с сумками доставлял. Ездил на коротком «ЛАЗе-4202». Эти машины по Ленинграду совсем недолго походили – «сыпались» сильно.

Потом Вячеславов пересел на 260-й «Икарус», затем был тот же «Икарус», но уже с автоматической коробкой передач, потом 280-й – «гармошка»... А с 2004 года на предприятие стали приходить низкопольные машины – «Скании», ЛиАЗы, «Волгабасы».

– Самый удобный из старых автобусов был «Икарус»-автомат, с него никто из водителей уходить не хотел. Но куда деваться, переучились, – рассказывает Николай. – А потом стало понятно: современные, напичканные автоматикой-электроникой низкопольные автобусы стоили того, чтобы их осваивать. Сейчас едешь – отдыхаешь. И пассажиры тоже довольны: салон просторный, и заходить удобно, не надо по ступенькам подниматься.

С 2004-го Вячеславов работает на 22-м маршруте. Знает его наизусть в самых мелких подробностях, до каждой ямки-выбоинки на дороге, а все равно выезжает с удовольствием:

– Я вообще люблю длинные маршруты, и особенно по центру, по историческим местам нравится ездить. Поэтому и 22-й люблю. Едешь, городом за лобовым стеклом любуешься – такая красота!

Современные автобусы упростили работу водителя, а вот выросшее народонаселение, напротив, усложнило. На заре трудовой биографии Вячеславова машин на дорогах и людей на остановках было куда меньше, чем сейчас. Соответственно, не было и бича нынешней городской транспортной сети – пробок.

– Мне кажется, по количеству и плотности пробок мы уже потихоньку приближаемся к Москве, – сетует Николай. – Мне до «Чернышевской» доехать по расчету – полчаса, а реально еду час и больше. Но пассажиры привыкли, спокойны. Даже те, кто опаздывает. Мы раньше на короткой «Скании» по 22-му маршруту людей возили – справлялись, а теперь и на длинномере бывает набивается полный салон.

Но менять нервный и забитый машинами центр на просторные «спальные» окраины Николай не хочет.

И со словами инструктора о том, что самое главное на дороге – спокойствие, он, кстати, полностью согласен. Эти же слова теперь говорит своим ученикам-стажерам.

– Важно себя психологически правильно настроить. Со слабыми нервами в этой профессии делать нечего, – поясняет Николай.

Он, к слову, этому научился достаточно быстро. Гораздо труднее было привыкнуть рано вставать.

Такой рабочий режим, как у Вячеславова и его коллег, многим горожанам даже представить трудно. Подъем без четверти три, на умывание-одевание-завтрак всего полчаса, ведь к половине четвертого нужно успеть «на развозку». В четыре он уже в парке. Проходит медосмотр, проверяет машину – масло, колеса. В 5.30 выезжает на маршрут – и так до трех пополудни. Иногда работает с трех и до вечера...

Семьи водителей с трудом приспосабливаются к такому расписанию. И Вячеславову, по его словам, жена не раз говорила: бросай эту работу. Поначалу в водительском кресле удерживали деньги: зарплата водителя 30 лет назад была, по его словам, на втором месте после летчиков. Сейчас водительская зарплата чуть выше средней по городу, однако бросать профессию мысли как не было, так и нет.

– Нравится по городу ездить, людей возить, с техникой ковыряться. Затянула меня эта работа...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (5573) от 26.10.2015.


Комментарии