Город треугольников. Как проходит уборка снега в зимнем Петербурге

Треугольниками на интерактивной карте зимней уборки отмечают технику для механизированной чистки проезжей части, буквой «Т» (трекер) - различные приспособления для «специалистов ручного труда» (ломы, лопаты и метлы не в счет), квадратиками - машины, которые чистят тротуары. Смотришь на карту и радуешься: как же много и треугольничков, и квадратиков, и букв. Выходишь на улицу - и радость стремительно убывает.

Город треугольников. Как проходит уборка снега в зимнем Петербурге | На Невском и после снегопада красота. Вот так бы _ и на других улицах! ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На Невском и после снегопада красота. Вот так бы _ и на других улицах! ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Зимой Петербург делится надвое: на старый город и все остальное. По поводу уборки «всего остального» есть смысл поговорить. Даже поспорить. Вот несколько замечаний горожан, прозвучавших буквально в течение двух последних дней.

«Стою на перекрестке бульвара Красных Зорь и улицы Седова. Вижу одновременно четыре машины: чистят тротуар и дорогу... И на остановке «оранжевые жилеты».

«Еду по Цимбалинскому мосту. Вернее, ползу по узкой полосе, раскатанной машинами. С двух сторон - грязные сугробы».

«У нас по Богатырскому и по улице Оптиков без слез не проехать. Под колесами месиво. И пешеходам не легче»...

Слушаешь жалобы и понимаешь, что завтра или даже через пару-тройку часов ситуация в указанных точках может измениться на противоположную: техника пройдет по Богатырскому проспекту, а улицу Седова заметет.

Так, 9 января в 11.30 Московский проспект (страшно вымолвить) был нечист. Проезжая часть, да и тротуары, явно нуждались в подметании. Но к вечеру по проспекту проехало нужное количество техники и навело должный порядок. Зыбкость ситуации, постоянная смена обстановки - специфика зимнего города.

Недовольство горожан - тоже специфика. У кого сегодня повернется язык сказать, что его улица убрана хотя бы на четыре. Больше двойки не поставят, потому что даже на очищенных улицах то и дело натыкаются на неприятности и некрасивости.

Мини-уборщик проехался по тротуару, объезжая столбы. Результат - узкая извилистая дорожка, окаймленная грязными сугробами. Красота-а-а!

Попадаются улицы (к примеру, Благодатная), которые при всей своей очищенности имеют тем не менее участки, покрытые слоем снега. И понятно - почему. Тротуар здесь отделен от проезжей части оградой. Для пешеходов оставлен коридор, с которого не свернуть. Но ведь и уборочной технике (даже мини) не свернуть. А тут еще прямо по центру этого коридора вкопана опора для указателя: мол, впереди улица Севастьянова. Уборщик до Севастьянова точно не доедет.

Вот автобус подошел к очищенной остановке. Из задних дверей пассажиры вышли благополучно, а передние двери открылись как раз на слой грязного снега: то ли водитель промахнулся, то ли остановку очистили на метр-другой меньше, чем длина автобуса. (Дело было на улице Белы Куна, но точно так же могло быть в любой другой точке города.)

И все это издержки, которые не дают по достоинству оценить усилия, с которыми сражаются со снегопадами дорожные предприятия.

Больше всего жалоб из «остального города» связано с уборкой дворов, внутриквартальных проездов или... с капризами.

Примером таких капризов вполне может стать жалоба, прилетевшая со двора дома № 12 (да и соседних домов) по Будапештской улице. Автомобилисты, вернувшиеся домой после рождественских поездок, обнаружили, что на местах, где они привыкли парковаться, складирован снег, который дворники в течение нескольких дней сгребали со двора. Шум обиды долетел аж до Смольного.

Дворы, проезды, виадуки, мосты, надземные и подземные переходы и узкие тротуары являются извечными (простите за каламбур) «узкими» местами зимней чистки «остального города». Здесь проходят границы зон ответственности дорожных предприятий, управляющих компаний, муниципалов, «Мостотреста», железнодорожников. Кто, что, как и за какие деньги убирает, зачастую неизвестно не только гражданам, но даже самим организаторам работ.

Так, после нынешних снегопадов жители дома № 41 по проспекту Наставников (и окрестных домов) нашли «потерянную» дорожку между двумя детскими садами, которая, похоже, не числится ни в одной адресной программе уборки: ни в МО «Ржевка», на чьей территории она находится, ни в «Автопарке 7 Спец-транса», который убирает Красногвардейский район.

И даже там, где тщательно чистят дворы и замечательно _ тротуары и дороги, зачастую сталкиваешься с неприятностями. Забавный пример: чистейший тротуар на Ивановской улице, аккуратно расчищенная площадка у входа в помещение МО «Ивановский». Но от тротуара до площадки _ 20 метров снежной целины. Протоптать по ней дорожку _ дело посетителей муниципалитета.

Эти проблемы можно и нужно обсуждать, договариваться, вносить изменения в правила и регламенты и производить прочие административные действия, направленные на улучшение и усиление...

Что касается другой части города – старой, исторической, то здесь спорить и размышлять не о чем. Ее не убирают. И никакие документальные доказательства не смогут переубедить горожан. В центре ни проехать ни пройти, скользко, грязно, неприглядно, противно... И такое положение длится десятилетиями.

Давайте посмотрим друг другу в глаза и скажем честно: городские службы не справляются и никогда не справятся с зимней уборкой центра. Центр не подлежит уборке в современном понимании: узенькие тротуары, огромное количество ступеней, крылечек, приямков, опор, столбиков и оград... Механизмы тут бессильны.

В нынешнем году муниципальные образования Петроградского района, которые сами, без участия комитета по благоустройству, организуют уборку территории, закупили бешеное количество такого оборудования для «работников ручного труда». И что же? Шамшева улица – не пройти, Чапаева – не подойти к поликлинике, Ленина – сугробы на тротуаре...

Лишь широкие (по меркам центра) улицы и проспекты могут быть убраны с помощью техники. И то далеко не все – из-за скопления припаркованных машин. На прочих улицах, если мы хотим видеть их чистыми и опрятными, – только ручной труд: лом, лопата и метла.

А ручной труд в таком объеме городу не потянуть. Сейчас на улицах работают более тысячи «ручников». А улиц, больших и малых, у нас более 3 тысяч. По три на брата! Расчет, разумеется, в высшей степени некорректный. Но кое-какие представления дает. К тому же «ручник» с метлой имеет особую ценность для чистоты, если он все время на посту. Причем на отведенном ему участке, за который он несет полную ответственность.

Так, слово за слово, мы подошли к главной некорректной мысли. Пора привлекать к уборке собственников или даже арендаторов заведений, расположенных в историческом центре. Владелец заведения обязан позаботиться, чтобы тротуар вдоль его стены был чист, чтобы не было ледяных бугров и грязного снежного наката... Не такое уж большое дело раз или даже два в день выйти из своего ресторана или магазина (или поручить работнику) и смести снег. Некоторые собственники заведений и без всяких установок со стороны властей давно уже делают это. Так что пора давать такие установки в массовом порядке и договариваться об условиях их реализации.

Около десяти лет назад такие правила попытались было ввести: Административно-техническая инспекция оштрафовала тогда один из магазинов за крайне запущенный прилегающий тротуар. И получила судебный иск. Дело дошло до Верховного суда, который определил: чистить земельный участок должен тот, кто им владеет. Применительно к ситуации с тем магазином – город, в чьем владении числился злополучный тротуар.

Собственно, город владеет всеми тротуарами города. А потому будет нарушением закона требовать от собственников тратиться на чистоту. Значит, придется искать иную интонацию: просить, увещевать, предлагать... Или продолжать жить по колено в снежной жиже и терпеть ледяные наросты на тротуаре.

#снег #уборка города #зима

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 002 (6355) от 10.01.2019 под заголовком «Город треугольников».


Комментарии