Город на реке

В Университете ИТМО состоялся международный семинар «Город на воде», в котором приняли участие архитекторы, экономисты, экологи из Нидерландов, Италии и России. Как добиться того, чтобы вода перестала восприниматься горожанами как барьер, чтобы набережные служили не только для транспорта, но стали комфортными и безопасными общественными пространствами, где сочетаются жилье, деловая активность и возможности для отдыха?..

Город на реке | ФОТО violetkaipa/shutterstock.com

ФОТО violetkaipa/shutterstock.com

За два-три часа работы «круглого стола» невозможно найти ответы на сложные вопросы, но проблемы четко обозначены. В этом году в ИТМО состоится первый выпуск магистров по программе «урбанистика», основными участниками семинара стали студенты, которые могут выбрать водные темы для магистерских диссертаций.

По подсчетам Евгении Колесовой, руководителя проектов института «Урбаника», все российские города России с численностью населения более 800 тысяч человек расположены на реках. 60 процентов из них находятся в европейской части страны.

За последние годы в разных городах проведена реконструкция крупных набережных, но это не решило проблему превращения их в значимые общественные пространства.

Самый свежий пример – реконструкция Крымской набережной в Москве, длиной 980 метров. Там нет деловой активности, рядом огромный ЦПКиО со всеми сервисами. На набережной Казанки в Казани (1400 метров) построили 50 тысяч кв. метров жилой и коммерческой недвижимости, но из-за нехватки инфраструктуры набережная может потерять жителей.

На набережной реки Малая Кокшага (550 метров) в Йошкар-Оле построили 3 – 4-этажные жилые дома, напоминающие постройки в старых голландских городах. Уютно, но возникли проблемы, аналогичные казанским.

Во Владивостоке, Ростове-на-Дону, Сочи набережные были капитально отремонтированы. Но пока с наполнением их современными функциями и сервисами дело идет неважно. Хотя в южных городах ситуация получше за счет климатических условий и особенностей менталитета.

Общая проблема для всех городов: есть или городской проект, или проект бизнеса, но нет крупного проекта-события, соединяющего усилия жителей, власти и бизнеса.

Для Петербурга тема воды еще актуальнее. Не стали общественными пространствами широкие Свердловская и Смольная набережные, хотя положение можно исправить. Главный потенциал для развития города на воде находится в историческом центре. Прежде всего это берега Васильевского острова и Петроградской стороны, которые не используются как транспортные магистрали. Рано или поздно общественным пространством должен стать Ново-Адмиралтейский остров. Сохранив там исторические здания и убрав позднесоветские пристройки, можно получить эталонное пространство для горожан, подлинный выход Петербурга к морю. Если действовать с умом.

Эколог Александр Карпов сформулировал три основные угрозы водным объектам в Петербурге. Первая – юридическая. На берегу Финского залива граница города проходит точно по урезу воды. Шаг в залив – и вы оказываетесь на территории водного объекта, который находится в федеральной собственности. Если бы граница города была сдвинута в воду, хотя бы на несколько метров, это сильно упростило бы возможности использования берегов.

Вторая угроза – экономическая. Бизнес заинтересован в создании «искусственных» земельных участков путем засыпки водных объектов, особенно болот. Бороться с этим можно только с помощью включения всех водных объектов в Водный реестр РФ. Пока, по оценкам Карпова, в реестре находятся не более нескольких процентов водных объектов.

Третья угроза – экологическая. Решение важной задачи очистки стоков превращается в удаление воды из локальных экосистем, транспортировки ее на километры, а то и на десятки километров с последующей очисткой и выпуском. Проблему можно решить с помощью строительства локальных очистных сооружений.

...Этот международный разговор был полезен для его участников. Услышит ли его город на воде?


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 026 (5399) от 16.02.2015.


Комментарии