Город пробуют на вкус. В Северной столице растёт популярность гастрономических туров
Согласно данным официальной статистики, в прошлом году любители новых кулинарных приключений принесли в экономику Петербурга более 92 млрд рублей. А в нынешнем сумма наверняка будет более внушительной — спрос на поездки в город на Неве с гастрономическими целями растет и становится устойчивым трендом, усиливая и без того высокую привлекательность направления.
ФОТО Сергея КОНЬКОВА/ТАСС
Как считает председатель правления Санкт‑Петербургской ассоциации кулинаров Виктор Шабалин, наш город, официально носящий статус гастрономической столицы России, имеет по сравнению с конкурентами особое преимущество. «Дело в том, что в отличие от других регионов он не привязан к какому‑либо локальному продукту, и мы имеем уникальную возможность через историю кухни рассказывать историю всей страны, — говорит специалист. — Пирожки «а-ля Карамзин» или пудинг Нессельроде — и речь уже идет не только о кулинарии, но и о видных общественных деятелях, живших в Петербурге и работавших на благо государства. Гастрономический туризм в Северной столице — это не только про то, чтобы поесть».
Учитывая растущую популярность направления, недавно специалисты «Турбарометра Санкт‑Петербурга» с помощью объективной информации «нарисовали» своего рода портрет гостя, приезжающего в наш город с гастрономическими целями. Как выяснилось, почти две трети таких путешественников — молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет, чаще всего состоящие в браке, с высшим образованием и приличными доходами. Что и позволяет им на 3 – 4 дня останавливаться в отелях уровня 3 – 4* и тратить на поездку в среднем 43 тысячи рублей. «Однако нередко бюджет такой поездки достигает 100 тысяч и более», — отмечают исследователи. И это объяснимо: чаще всего подобные гости приезжают в Петербург далеко не в первый раз, а так как уже хорошо знакомы с его основными достопримечательностями, хотят узнать город с другой стороны и получить новые, в том числе кулинарные, впечатления.
Поскольку такие туристы молоды и ориентированы на современные инструменты общения, для них важны не только вкус и оригинальность наших петербургских блюд, но и их фотогеничность — это категория путешественников, которые уже привыкли жить, постоянно выкладывая в Интернет «картинки» того, что они видят или едят. А потому им нужны не просто яркие кулинарные впечатления, но и параллельные визуальные: не только само блюдо, но и его подача, обстановка в заведении должны вызывать эмоции. Впрочем, есть и гости Северной столицы, даже в сфере гастрономии склонные к традициям: туристов старше 40 лет, к примеру, привлекают кафе и рестораны с атмосферой классического Петербурга и акцентом на блюда местной кухни. В том числе и те, где им подают «ностальгические» специалитеты в виде пышек, бефстроганова, рассольника по‑ленинградски и прочего.
Удивлять всем богатством местной кулинарии у нас есть где: сегодня в Северной столице насчитывается около 9,5 тыс. объектов системы общественного питания (ресторанов, кафе, баров, столовых), в которых подают блюда и напитки более чем по 70 видам кухни, сформированным в меню по географическим, национальным и другим кулинарным признакам. «Даже обеспеченный и склонный к путешествиям с «кулинарными» целями турист вряд ли поедет в Петербург исключительно ради того, чтобы в оригинале отведать местные гречаники, — считают профильные эксперты. — Скорее всего, он будет стараться дополнять общие впечатления от города гастрономическими. И поэтому важно «подавать» ему блюда под «соусом» культуры и истории. Возможно, сопровождая их интересными лекциями, музыкой, изобразительным рядом и т. д.». Впрочем, это не отменяет важности и того формата, который предполагает решение задачи просто и недорого поесть. «Туристы к нам прибывают разные и с разными, в том числе финансовыми, возможностями, — рекомендуют эксперты. — Если мы хотим по‑настоящему развивать это направление, каждому из гостей надо предложить то, за что он готов заплатить».
А желание развивать направление в городе действительно есть. По статистике, в этом году у нас одних только фестивалей, ярмарок и конкурсов с акцентом на гастрономию уже состоялось около 120. А блюда петербургской кухни известны далеко за пределами города. Например, в рамках недавно состоявшихся соревнований на Кубок губернатора Северной столицы главный приз и звание «Лучший шеф-повар петербургской кухни» получила Валерия Уразбахтина из Красноярска. Серебряным призером стал ее коллега из Москвы Исмел Мамбетов, а специальный приз от городского комитета по развитию туризма в номинации «Лучший региональный взгляд на петербургскую кухню» вручили Алексею Холодову из Сочи. Как сказала по этому поводу победительница, тонкости кухни нашего города она освоила благодаря своей наставнице — петербурженке, повару-кондитеру Нине Тарасовой.
Не случайно глава профильного комитета Смольного Евгений Панкевич отмечает, что «значительное число путешественников уже выбирают Петербург как кулинарную столицу». «Туриста нужно постоянно удерживать, удивлять и делать так, чтобы он хотел вернуться в наш город, — полагает он. — И петербургская кухня — очень важный элемент в этой большой работе». Причем в данном случае речь идет не о местной кулинарной школе, а обо всем разнообразии гастрономических традиций Северной столицы.
Согласны с такой точкой зрения и в экспертной среде. Так, Марина Морозова, глава петербургского Центра компетенций в сфере туризма и гостеприимства, уверена, что «рестораны, кафе и вмещающие их общественные пространства помогают нашим гостям проникнуться атмосферой города и разнообразить свои впечатления». «Дело в том, что гастрономический туризм очень органично сочетается с любыми иными его видами и легко вписывается в программы других туров, позволяя по‑разному комбинировать поездки, — резюмирует Морозова. — Важно и то, что это направление помогает городу преодолевать проблему сезонности».
Трудно здесь не согласиться: вкусно и одновременно интересно поесть в Петербурге можно не только в белые ночи, но и в любое другое время года, включая зиму. Похоже, это поняли и наши гости.
Читайте также:
В Петербурге состоялся VI Форум потребительского рынка Ленобласти
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (7809) от 09.12.2024 под заголовком «Город пробуют на вкус».
Комментарии