Город без «Надежды». Самый производительный проходческий щит отправили в Москву

У петербургских метростроителей две новости. Первая - наши земляки включились в строительство подземки в Москве, создавая конкуренцию столичным компаниям. Если для кого-то это хорошая новость, то вторая - не очень: пробивка продолжения 3-й ветки петербургского метро на север в сторону «Планерной» откладывается на неопределенный срок. Проходческий щит под названием «Надежда» теперь будет прокладывать подземные коридоры в столице, а не у нас на Невско-Василеостровской линии.

Город без «Надежды». Самый производительный проходческий щит отправили в Москву | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Напомним, немецкий проходческий комплекс «Надежда» - единственный в нашем городе, способный пробивать двухпутный тоннель диаметром 10,7 метра. Использование этого щита резко повышало производительность строительства метро. Ведь все остальные комплексы могут прокладывать коридор диаметром 5,6 метра, рассчитанный на путь в одну сторону, а значит, вынуждены проходить одно и то же расстояние дважды. Так в данный момент пробивают тоннели на Красносельско-Калининской линии и оранжевой ветке метро.

Щит «Надежда» неплохо поработал в нашем городе. С его помощью был пробит тоннель Фрунзенского радиуса. Затем его перебазировали на третью ветку, и экипажи комплекса посменно 24 часа в сутки прокладывали подземный коридор для станций «Новокрестовская» и «Беговая» - объектов ЧМ-2018 по футболу. Несмотря на хляби и огромные валуны, встречавшиеся по ходу трассы, строители смогли проложить тоннель, хоть и с задержкой. Тем не менее обе станции к началу футбольного праздника были сооружены.

25 августа 2017 года щит завершил пробивку тоннеля на участке «Новокрестовская» - «Беговая». Следующим объектом для «Надежды» должен был стать тоннель в продолжении третьей линии метро - от «Беговой» до станции «Планерная», которая спроектирована вблизи пересечения Шуваловского и Комендантского проспектов. Причем после разборки комплекса в демонтажной камере на улице Кораблестроителей Васильевского острова его сразу перевезли на стройплощадку «Метростроя» на Туристской. Лишь часть узлов отправили на профилактический ремонт в управление механизации предприятия. Начать пробивку тоннеля на север города планировали уже через несколько месяцев.

- Работы по прокладке тоннеля в сторону «Планерной» не были начаты, так как потребовалось внести коррективы в проект строительства продолжения зеленой ветки метро. К сожалению, проект не готов и сейчас. Возможно, теперь уже будут проектировать проходку посредством двух тоннелей, - пояснила нашей газете руководитель пресс-службы «Метростроя» Екатерина Гигиняк.

В результате «Надежда» простояла без дела более двух лет, что само по себе обидно: подобные высокопроизводительные комплексы должны быть задействованы максимально. Кстати, одно время рассматривался вопрос о пробивке с помощью этого щита автомобильного тоннеля под Невой в створе Фаянсовой и Зольной улиц. Однако работа для «Надежды» нашлась только сейчас.

Минувшей осенью «Метрострой» выиграл конкурс на пробивку двухпутного перегонного тоннеля в Москве - от станции «Можайская» до переходной камеры за станцией «Давыдково». После этого началась перебазировка узлов щита (перевозят его частями) от Туристской улицы Петербурга в столицу. Взять новый старт «Надежда» должна в начале будущего года.

- Уход уникального проходческого щита в столицу - плохая новость с любой стороны, - считает эксперт редакции Валерий Кузнецов, до недавнего времени возглавлявший управление механизации «Метростроя». - Этот комплекс уже пробил 9 километров тоннелей, и его эксплуатационный ресурс выработан почти на 75 процентов. Чтобы продлить его, надо было провести ряд работ, но со специалистами из Германии и с использованием немецких запасных частей. Есть вероятность, что в наш город «Надежда» уже не вернется, поскольку выработает свой эксплуатационный ресурс до конца. Для этого щиту осталось пройти около трех километров, дальше встанет вопрос о капитальном ремонте, а это мероприятие дорогостоящее. В любом случае обидно, что такой уникальный механизм задействован не в петербургском метростроении, а в столичном.

По оценке специалистов, в строительстве метро Петербург отстает от необходимого уровня на десятки лет. В первую очередь это вопрос финансовый - сооружение подземных магистралей дорогостоящее удовольствие. С другой стороны, без продления линий метро такому мегаполису, как наш, развиваться невозможно. Вспомним хотя бы город-спутник Кудрово. Жилые кварталы там строятся, но без подключения его к метрополитену транспортную проблему будет решить сложно. Между тем открытия новых станций метро петербуржцам придется ждать еще долгих три года.

Кстати. Проблемы петербургских метростроителей может усугубить задержание правоохранительными органами на этой неделе генерального директора ОАО «Метрострой» Николая Александрова. По сообщениям СМИ, ему и ряду других руководителей вменяется в вину хищение средств в особо крупных размерах.

#строительство метро #Петербургский метрополитен #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (6588) от 13.12.2019 под заголовком «Город без «Надежды»».


Комментарии