«Горэлектротранс» получит новые модели трамвая «Витязь»
Петербург первым опробовал несколько новых трамваев, которые, вписавшись в его пассажирские перевозки, начали шествие по другим российским городам. Собирали и обкатывали этот инновационный подвижной состав на Невском заводе электрического транспорта (НЗЭТ). Судя по всему, эта история повторится с еще более продвинутыми моделями – 71-931М «Витязь-Ленинград» и 71-923М «Богатырь М», которые заводчане недавно показали журналистам. Во всяком случае «ленинградец», первый российский трамвай с алюминиевым кузовом, и впрямь стал настоящей сенсацией.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Этот трамвай вместе с другой новой моделью скоро начнет поступать заказчику. До конца марта, по условиям контракта, «Горэлектротранс» получит 11 двухсекционных «богатырских» вагонов и два трехсекционных «ленинградца», которые выйдут на 60-й и 100-й маршруты, пролегающие в Кировском и Калининском районах.
Про особенности алюминиевого «Витязя» наша газета уже рассказывала. Но стоит вкратце напомнить. Тем более что были озвучены новые интересные детали.
Что дает применение такого материала? Да многое. Алюминиевый кузов легче стального на целых три тонны, но не уступает ему в долговечности и прочности. Раз весит он меньше, нагрузка на рельсы у него щадящая, а это увеличивает срок эксплуатации трамвайных путей. К тому же алюминий не подвержен коррозии, не теряет гибкости и сохраняет свою форму в отличие от более прихотливой стали. А значит, будет дольше служить, позволив экономить средства на ремонт и обслуживание, уверяют специалисты.
Плюс тихий плавный ход, повышенный уровень комфорта и шумоизоляции. Пожаробезопасная облицовка салона... Но даже если бы ничего этого не было, эта новинка встала бы по сравнению с предшественниками на ступень выше. По крайней мере за счет двух крутых усовершенствований. На них обратил внимание директор НЗЭТ Сергей Назаров.
«Смотрите, какая необычная форма у кабины «Витязя», – показал он на выпирающую ее нижнюю часть. – Это сделано для того, чтобы в случае аварии водитель и пассажиры не пострадали. В этом месте стоят гидравлические гасители, принимающие удар, как подушка безопасности в легковых авто».
В России такая технология нигде на трамваях пока больше не применяется. А вот устройство, «забравшееся» на крышу каждой секции этой модели, оценить смогут лишь водители и те, кто будет заниматься ее техническим обслуживанием. Там находятся ионисторы, благодаря которым новый «Витязь» сможет снизить потребление электроэнергии примерно на 30%, нарастить свой автономный ход до двух километров. И не допустить при пиковых нагрузках временного отключения высокого напряжения в сети.
Это устройство позволяет трамваю заряжать самого себя. Часть энергии, расходуемой при торможении, он сможет накапливать и отдавать за счет механизма рекуперации в другие системы. Сэкономленная энергия будет использоваться при разгоне, для увеличения автономного пути и освещения салона. Мало того, отработав смену, вагон «подскажет» работнику трамвайного парка, сколько электроэнергии израсходовал за рабочий день.
«В общем, по сравнению с первым «Витязем» и его модифицированным вариантом, которые петербуржцы знают давно, небо и земля», – подытоживает Назаров.
И главная изюминка модели: облегченная алюминиевая одежка нового трамвая. Все транспортное машиностроение движется в сторону применения легких и надежных сплавов, пояснил Феликс Винокур, президент холдинга «ПК Транспортные системы», в который входит питерский НЗЭТ.
Алюминий «обрушил» всю ранее наработанную технологию. Он ускорил перевооружение завода, тверской площадки компании, где трамвайный кузов делали из отдельных стальных деталей. Теперь алюминиевые части вагона там готовит один 40-метровый станок, обрабатывающий центр «Посейдон». Число этих частей сведено к минимуму. Ведь чем меньше швов, тем прочнее и долговечнее вагон.
«Нас порой спрашивают: есть у вас ноу-хау или внедрили новшества, подсмотрев их на Западе? – говорит глава холдинга. – Обидно слышать такое. Пару лет назад мы привезли свои трамваи «Лев» и «Львенок» в Берлин на международную выставку InnoTrans и показали кабину нового типа. Теперь ее делают, копируя нас, европейские производители. Корпорация Siemens, презентовавшая свои перспективные разработки, объявила там, что приступила к созданию трамвая-беспилотника. А мы им показали видеосюжет: как готовый вагон движется без водителя».
Первый в России такой беспилотник, уточнил Винокур, три года назад протестировали в Петербурге на НЗЭТ. Это серьезный шаг к повышению безопасности движения, поскольку «умная» электроника целиком исключает человеческий фактор. Но законодательство отстает: нормы, регламентирующие ее применение, в России пока не приняты.
Не сегодня-завтра покинет ворота завода и пополнит парк машин «Горэлектротранса» новый «Богатырь М». У него более просторные накопительные площадки, кузов стал на 40 см длиннее, что вкупе с четырьмя широкими дверными проемами (три из них – двухстворчатые) ускоряет пассажирообмен на остановках.
Выросла пассажировместимость трамвая (138 человек), а удобные сиденья выполнены из нержавейки, чтобы избежать коррозии. Водителю в модульной, с улучшенным обзором кабине, которую при необходимости можно «отстегнуть» и быстро поменять на заводе, тоже удобно. А управлять трамваем, сидя в кресле, на подлокотнике которого находится панель управления, а под ногами – педаль безопасности, чтобы мгновенно, если что, обесточить вагон, ему будет куда легче.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 37 (6875) от 04.03.2021 под заголовком «Одежка для «Витязя»».
Комментарии