Главная городская газета

Голый в буденовке

  • 20.07.2017
  • Лев Березкин
  • Рубрика Город
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

«Ты просто космос, Стас»: как Станислав Черчесов стал граффити

На волне гордости за сборную России по футболу, в Петербурге появилась необычная стрит-арт работа, посвященная главному тренеру команды. «СПб ведомости» узнали, как вдохновитель объединения HoodGraff решился на такой замысел и при чем тут песня группы «Ленинград». Читать полностью

Фанзона ЧМ-2018: и Бразилия болела за Россию

Во время матча «Россия - Египет» каждый удачный гол российской сборной болельщики встречали с ликованием. Причем, радовались не только славяне. Читать полностью

В борьбе за сквер парламентарии вышли на передовую

Застройка на зеленого участка на Петроградской стороне возмущает местных жителей и градозащитников. Что же по этому поводу думает строительная компания? Читать полностью

ЧМ-2018: экономика футбола

На волне мундиаля финансовые бонусы получают практически все сферы бизнеса Петербурга. Гостиничная отрасль - не исключение. Читать полностью

Городская хроника: важное в Петербурге 21 июня 2018

Сегодня в выпуске:
500 новых остановок...
Вторая попытка третьей очереди...
Трансляция из «шаттла»...
И другие новости. Читать полностью

Бастион дамбы сдержал натиск

Кронштадтские форты перед ним были бессильны: он прорывался к Петербургу и уходил, нанеся страшный урон. Теперь затворы дамбы методично  отражают натиск воды. Как это происходит? Читать полностью
Голый в буденовке | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Тройной юбилей отмечает в этом году бронзовая скульптурная группа, стоящая у БКЗ «Октябрьский»: вместе с самим концертным залом - полвека со дня установки, 90 лет со дня создания Александром Матвеевым гипсового оригинала и, наконец, столетие Октября как первопричины появления знаменитого произведения, одного из ленинградских символов, успешно пережившего превратности времени.

Если внимательно рассмотреть скульптуру, то можно найти на бронзе две надписи: «Матвеев А. Т. 1927» и «З-д «Монументскульптура» Ленинград 1968 г.».

В 1927 году Александр Матвеев, известный русский и советский скульптор (сейчас его называют неоклассицистом), создал большую двухметровой высоты гипсовую композицию из трех фигур по заказу Совета народных комиссаров для выставки «10 лет Октября» в Музее революции в Москве. 31 октября того же года в ленинградской «Красной газете» была опубликована статья об участии в выставке ленинградских художников. В ней нарком просвещения Анатолий Луначарский положительно оценил скульптуру Матвеева, назвав ее «Рабочий, крестьянин и солдат».

Трудно сказать, было ли оно авторским. Татьяна Мантурова, заведующая отделом советской скульптуры Русского музея, в небольшой монографии о Матвееве, изданной в 1974 году, приводила другое название - «Октябрьская революция», но закрепилось - «Октябрь».

В 1934 году по инициативе Григория Преснова, тогдашнего руководителя отдела скульптуры Русского музея, гипсовая композиция, которая начинала разрушаться, была передана из Музея революции в Русский музей, сменив московскую прописку на Ленинград.

В 1958 году Александру Матвееву исполнилось 80 лет. В оттепельные времена с ваятеля сняли надуманные обвинения в формализме конца 1940-х. По инициативе Преснова, который долгие годы и после войны возглавлял отдел скульптуры ГРМ, были сделаны два отлива с «Октября». Один, гипсовый, передали в Волгоградский художественный музей. Другой, бронзовый, был сделан специально для Русского музея.

4 ноября 1967 года Ленгорисполком издал распоряжение об установке матвеевской скульптуры перед зданием только что построенного «в ознаменование 50-летия Великого Октября» большого концертного зала «Октябрьский». Срок был назначен вполне революционный - к 31 декабря 1967 года. Естественно, сделать новую бронзовую отливку за два месяца не успели. Заново отлитый «Октябрь» был установлен в апреле 1968-го, о чем и говорит «натурная» датировка.

По свидетельствам современников тех событий, появление «Октября» в открытом пространстве вызвало критику профессиональной общественности: замысел автора предполагал пристенное размещение композиции, чтобы вид сзади был зрителю недоступен. Да и сейчас возможность кругового осмотра обнаженных тел вызывает ироничные комментарии (самый популярный из них - «Три мужика в бане»).

По мнению Надежды Ефремовой, заместителя директора Музея городской скульптуры по научной работе, эти замечания несправедливы. Место для монумента выбрано удачно, строгий светлый фасад Большого концертного зала является хорошим фоном для этого произведения. Матвеев создал романтический образ революции, «красивые атлетически сложенные тела содержат красивый дух». Именно поэтому уместна буденовка на голове красноармейца, молот в руках рабочего. Земной шар на коленях крестьянина - не только символ освобожденного труда на земле, но и надежда на «грядущую мировую революцию».

Кстати, в октябре 2017 года в Музее городской скульптуры откроется выставка «Век вождей», посвященная столетию русской революции. На ней будет рассказано про еще один образец монументальной пропаганды, созданный для БКЗ «Октябрьский», но в отличие от матвеевской скульптуры неизвестный широкой публике.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook