Главный штаб открывает секреты

Церемония открытия постоянных экспозиций в Главном штабе выдалась торжественной и многолюдной. Чуть припозднившиеся приглашенные уже не имели шанса найти свободный стул в огромном атриуме. Здесь собрались петербургские музейщики и их коллеги из российских городов, съехавшиеся на 250-летие Эрмитажа, иностранные гости – друзья и спонсоры юбиляра, строители, проводившие реконструкцию Главного штаба. Михаил Пиотровский не стал затягивать церемонию, всех поблагодарил и пригласил на экскурсию по новому музейному пространству. Географию этого пространства быстро не освоить, и эрмитажники пока плутают: коридоры, переходы, залы, лестницы...

Главный штаб открывает секреты | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Архитектурная мастерская «Студия 44» создала проект, превративший историческое офисное, как бы мы теперь сказали, здание в современный музейный комплекс. В основу проекта, получившего условное название «Новая большая анфилада», был положен Эрмитаж: его анфилады, прямые перспективы, большие выставочные пространства, освещенные верхним светом. Это роднит старый и новый музей.

«Новая большая анфилада» представляет собой чередование больших залов, встроенных в поперечные корпуса Главного штаба, и перекинутых между ними платформ. Основные экспозиционные помещения авторы проекта объединили в три анфиладные линии: Дворцовая (вдоль Дворцовой площади), Певческая (вдоль Певческого проезда) и Речная (вдоль набережной Мойки). Экспозиции разместились со второго этажа по пятый.

На втором в трех залах вдоль Дворцовой площади развернута экспозиция «Искусство модерна». Здесь поселились вещи, выполненные западноевропейскими и русскими мастерами в конце XIX – начале XX столетия: костюмы, изделия из фарфора, керамики и стекла.

В соседних помещениях размещена экспозиция, посвященная истории Министерства финансов, которое находилось здесь с 1830-го по 1918 год.

Этажом выше залы, выходящие на набережную Мойки, обживает теперь экспозиция «Российская гвардия XVIII века». Там можно увидеть обмундирование, вооружение, боевые знамена и штандарты, а также дары – реликвии, сохраненные потомками российских офицеров и вернувшиеся в Россию после долгого пребывания за ее пределами.

Рядом располагается постоянная выставка «Министерство иностранных дел России. Петербургский век 1802 – 1917», посвященная истории российского МИД, который также квартировал в этих стенах вплоть до революции. Эта история отражена в живописи, графике, фотографиях, предметах декоративно-прикладного искусства.

В большие экспозиционные пространства Дворцовой и Певческой линий вернулась масштабная экспозиция «Под знаком орла. Искусство ампира». Художественный облик залов, созданных Росси и расписанных Скотти, дает возможность показать в историческом интерьере мебель, шпалеры, бронзу, серебро, костюмы.

Комнаты Фаберже обещают стать одной из интереснейших частей нового музейного комплекса. В одной из них в витринах представлены образцы наследия фирмы, основанной знаменитым Карлом Фаберже. В прилегающем помещении демонстрируются достижения современных мастеров ювелирного и камнерезного искусства.

В залах третьего этажа можно увидеть и русскую живопись XIX – начала XX столетия – работы кисти Брюллова, Иванова, Тропинина, Петрова-Водкина, Кустодиева, Крамского, Маковского.

Наконец, на четвертом этаже в галерее памяти Щукина и Морозова представлены произведения импрессионистов и постимпрессионистов, ранее находившиеся на третьем этаже Зимнего дворца. Впервые собрание французской живописи XIX – XX веков показано целиком без разделения по принципу поступления.

Открывает галерею зал Клода Моне с четырнадцатью картинами мастера. Тему импрессионизма продолжают зал Эдгара Дега с его «Площадью Согласия», комната натюрмортов Анри Фантен-Латура, зал пейзажей Камиля Писсарро и Альфреда Сислея. В двух следующих залах демонстрируется собрание работ Огюста Ренуара, далее идут произведения Поля Сезанна, Винсента ван Гога, Поля Гогена. Замыкают галерею залы художников группы «Наби». Спустя 10 лет вновь вернулись в Главный штаб полотна Пьера Боннара, Эдуарда Вюйара, Мориса Дени. Картины Матисса переехали в Главный штаб еще летом, став частью «Манифесты».

Предполагается, что пространство Главного штаба будет меняться, наполняться. В скором времени там будут открыты экспозиции, посвященные историзму, русскому прикладному искусству XIX – XX веков, залы современного искусства.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (5360) от 12.12.2014.


Комментарии