Главная городская газета

Главный штаб открывает секреты

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

100-летие расстрела царской семьи: памятные мероприятия в Петербурге

Богослужениями и акциями памяти почтят в Северной столице столетие гибели последнего императора России и его семьи. Где именно пройдут мероприятия? Читать полностью

Смольный расширит программу строительства метрополитена

На развитие метро будет выделяться более 50 млрд рублей ежегодно. Что ждать петербуржцам от нового проекта? Читать полностью

«Петербург. Трамвайно-троллейбусный парк»: путешествие в «машине времени» на новой выставке

Музей городского электротранспорта открыл выставку фотографии, созданную совместно с секцией фотографии Союза художников Петербурга. Узнать, как раньше выглядел транспорт, можно в нашем материале. Читать полностью

Продолжается масштабный ремонт петербургских дорог

Второй этап кампании по реконструкции дорожного покрытия стартовал с 15 июля. Где же в Северной столице появятся «новые» дороги?
Читать полностью

Назван наиболее «мусорный» район Петербурга

К настоящему моменту в Северной столице имеется 165 свалок. Где же находится самое обширное скопление мусора? Читать полностью

Памятники деревянной архитектуры в Петербурге обретут новую жизнь

Два знаменитых памятника деревянного зодчества Северной столицы в следующем году ждут важные перемены: реставрация и наружные работы. Читать полностью
Реклама
Реклама
Главный штаб открывает секреты | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Церемония открытия постоянных экспозиций в Главном штабе выдалась торжественной и многолюдной. Чуть припозднившиеся приглашенные уже не имели шанса найти свободный стул в огромном атриуме. Здесь собрались петербургские музейщики и их коллеги из российских городов, съехавшиеся на 250-летие Эрмитажа, иностранные гости – друзья и спонсоры юбиляра, строители, проводившие реконструкцию Главного штаба. Михаил Пиотровский не стал затягивать церемонию, всех поблагодарил и пригласил на экскурсию по новому музейному пространству. Географию этого пространства быстро не освоить, и эрмитажники пока плутают: коридоры, переходы, залы, лестницы...

Архитектурная мастерская «Студия 44» создала проект, превративший историческое офисное, как бы мы теперь сказали, здание в современный музейный комплекс. В основу проекта, получившего условное название «Новая большая анфилада», был положен Эрмитаж: его анфилады, прямые перспективы, большие выставочные пространства, освещенные верхним светом. Это роднит старый и новый музей.

«Новая большая анфилада» представляет собой чередование больших залов, встроенных в поперечные корпуса Главного штаба, и перекинутых между ними платформ. Основные экспозиционные помещения авторы проекта объединили в три анфиладные линии: Дворцовая (вдоль Дворцовой площади), Певческая (вдоль Певческого проезда) и Речная (вдоль набережной Мойки). Экспозиции разместились со второго этажа по пятый.

На втором в трех залах вдоль Дворцовой площади развернута экспозиция «Искусство модерна». Здесь поселились вещи, выполненные западноевропейскими и русскими мастерами в конце XIX – начале XX столетия: костюмы, изделия из фарфора, керамики и стекла.

В соседних помещениях размещена экспозиция, посвященная истории Министерства финансов, которое находилось здесь с 1830-го по 1918 год.

Этажом выше залы, выходящие на набережную Мойки, обживает теперь экспозиция «Российская гвардия XVIII века». Там можно увидеть обмундирование, вооружение, боевые знамена и штандарты, а также дары – реликвии, сохраненные потомками российских офицеров и вернувшиеся в Россию после долгого пребывания за ее пределами.

Рядом располагается постоянная выставка «Министерство иностранных дел России. Петербургский век 1802 – 1917», посвященная истории российского МИД, который также квартировал в этих стенах вплоть до революции. Эта история отражена в живописи, графике, фотографиях, предметах декоративно-прикладного искусства.

В большие экспозиционные пространства Дворцовой и Певческой линий вернулась масштабная экспозиция «Под знаком орла. Искусство ампира». Художественный облик залов, созданных Росси и расписанных Скотти, дает возможность показать в историческом интерьере мебель, шпалеры, бронзу, серебро, костюмы.

Комнаты Фаберже обещают стать одной из интереснейших частей нового музейного комплекса. В одной из них в витринах представлены образцы наследия фирмы, основанной знаменитым Карлом Фаберже. В прилегающем помещении демонстрируются достижения современных мастеров ювелирного и камнерезного искусства.

В залах третьего этажа можно увидеть и русскую живопись XIX – начала XX столетия – работы кисти Брюллова, Иванова, Тропинина, Петрова-Водкина, Кустодиева, Крамского, Маковского.

Наконец, на четвертом этаже в галерее памяти Щукина и Морозова представлены произведения импрессионистов и постимпрессионистов, ранее находившиеся на третьем этаже Зимнего дворца. Впервые собрание французской живописи XIX – XX веков показано целиком без разделения по принципу поступления.

Открывает галерею зал Клода Моне с четырнадцатью картинами мастера. Тему импрессионизма продолжают зал Эдгара Дега с его «Площадью Согласия», комната натюрмортов Анри Фантен-Латура, зал пейзажей Камиля Писсарро и Альфреда Сислея. В двух следующих залах демонстрируется собрание работ Огюста Ренуара, далее идут произведения Поля Сезанна, Винсента ван Гога, Поля Гогена. Замыкают галерею залы художников группы «Наби». Спустя 10 лет вновь вернулись в Главный штаб полотна Пьера Боннара, Эдуарда Вюйара, Мориса Дени. Картины Матисса переехали в Главный штаб еще летом, став частью «Манифесты».

Предполагается, что пространство Главного штаба будет меняться, наполняться. В скором времени там будут открыты экспозиции, посвященные историзму, русскому прикладному искусству XIX – XX веков, залы современного искусства.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook