Где у нас пальмы растут

В Петропавловском соборе на днях появилось новое убранство – на оконные шторы «прикнопили» пальмовые ветви, а Великокняжескую усыпальницу украсили венки, похожие на рождественские. Большинство туристов, которым не с чем сравнивать, новшество не заметили. Но у бдительных петербуржцев возникли вопросы...

Где у нас пальмы растут | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Первые известные изображения интерьеров Петропавловского собора относятся к середине XIX века. На рисунках и гравюрах видны иконы и серебряные подносные венки. Ничего не сохранилось. В годы советской власти иконы были уничтожены, а венки отправились на переплавку.

А фотографии интерьеров появились в начале прошлого века, но необходимо учитывать, что знаменитый Карл Булла был главным фоторепортером Российской империи, он снимал в соборе во время государственных визитов праздничное убранство и тому подобное, но не фиксировал интерьер в его повседневном состоянии. Известно, что венки из «вечных» материалов, возложенные на могилы Романовых, через какое-то время убирали в ризницу.

Традиция подносных венков относится, видимо, к XIX веку. Во времена Петра I интерьер собора был скромным, император ориентировался на протестантские храмы.

Научная реставрация Петропавловского собора началась в 1954 году и завершилась в 2013-м воссозданием иконостаса. Единственное, что позволили себе реставраторы в интерьере, – украсить его трофейными знаменами, по большей части воссозданными на основе подлинных знамен, которые хранятся в Эрмитаже. Обошлось без пальм.

Архитектор Леонтий Бенуа, создавая более ста лет назад интерьер Великокняжеской усыпальницы, следовал духу Петропавловского собора – торжественному и строгому.

По нашей просьбе историю с венками и пальмами прокомментировала дирекция Музея истории Петербурга: «Реставрация Великокняжеской усыпальницы продолжается несколько лет. На данный момент отреставрированы фасады, купол здания. В интерьере отреставрированы стены и подкупольное пространство, воссоздан запрестольный витражный образ «Воскресение Христово» по рисунку Н. А. Бруни в оконном проеме восточного фасада.

Однако реставрация интерьера еще не закончена. Предстоит восстановить все утраченные после 1917 года декоративные элементы, украшавшие интерьер Великокняжеской усыпальницы: алтарную преграду, Царские врата, бронзовые люстры, подсвечники, престол, жертвенник, аналои, киоты для икон, надгробные плиты и другое.

С 1 июня музей открыл Великокняжескую усыпальницу для посетителей, не заявляя о полном завершении реставрации.

Появившиеся на стенах золоченые и посеребренные венки – копии венков, которые приносились к могилам членов императорской семьи и оставались в Петропавловском соборе и Великокняжеской усыпальнице (устанавливались или вешались на стенах рядом с захоронениями), – носят временный характер. При завершении работ по воссозданию исторического интерьера усыпальницы они будут демонтированы.

Что касается пальм – существует фотография Великокняжеской усыпальницы 1910-х годов, где пальмы присутствуют. Пальмы стояли и в Петропавловском соборе».

Слова «временный» и «демонтированы» несколько успокаивают, хотя непонятно, зачем понадобились эти «украшения». Александр Марголис, председатель Петербургского отделения ВООПИиК, много лет работавший в музее, вспоминает, что в начале 1970-х годов в Петропавловском соборе были обнаружены отдельные «останки» убранства. Они не позволяли воссоздать серебряные подносные венки, которые были произведениями искусства. Но главное, что эти венки по смыслу не являлись декоративными элементами. Это был знак памяти, часто очень личный. Новоделы, даже временные, выглядят чуждыми строгому облику некрополя императорского дома.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (5474) от 08.06.2015.


Комментарии