Где тут можно встать?

До конца 2016-го будут созданы проекты расширения территории платной парковки, которая со временем охватит весь Центральный, а также львиную долю Адмиралтейского и Петроградского районов.  И уже с конца следующего года в дополнение к действующей сегодня в эксплуатацию постепенно введут еще семь зон платной парковки, которые охватят 476 улиц города, создав до 40 тысяч машино-мест.

Где тут можно встать?  | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Недавно один старый знакомый, автолюбитель, признался: как только место работы попало в зону платной парковки, ему пришлось пересесть на метро. «Платить из своего кармана за целый день стоянки слишком дорого, - пояснил он. - А на метро добираться до офиса получается даже быстрее».

И в этих словах - вся суть действующей зоны платной парковки в Петербурге. По данным недавно проведенного опроса, на время больше трех часов автомобили на ней оставляют менее 6% водителей (почти 85% паркуют «коней» на срок до трех часов), а за год эксплуатации было реализовано всего 308 парковочных абонементов (28 годовых и 280 месячных).

«Нашу главную задачу - разгрузить часть центра города от лишнего транспорта - считаем выполненной», - резюмировал по этому поводу директор «Городского центра управления парковками Санкт-Петербурга» (ЦУП) Артем Хрюкин. И в этом с ним солидарны как ученые, так и сами автомобилисты. «Больше 50% водителей поддерживают создание зоны платной парковки, - говорит заместитель руководителя «СПб. Авто» Антон Степанов. - С одной стороны, при необходимости это всегда позволяет без проблем находить место для стоянки, а с другой - ускоряет транзит».

Да, с экономической точки зрения пилотная парковка на 2895 машино-мест оказалась неэффективна: за год ее работы доход составил 117,4 млн рублей, в то время как вложения в общей сложности - около 300 млн. И это неудивительно, поскольку суммарная загрузка в течение года составила только 36% - фактически две трети мест оставались все время пустыми. Однако специалист по транспортному развитию из ИТМО Сергей Давыдов уверен: результат работы зоны платной парковки нельзя оценивать только в рублях.

«Задача зарабатывать на ней и не ставилась: рассматривать платные парковки можно только в единой связке с организацией перехватывающих и всей системой общественного транспорта, - отмечает он. - К тому же должна быть разработана цельная система оценки деятельности таких зон, которая позволяла бы учесть не только их доходы и расходы, но и влияние на всю логистику». Эксперт полагает, что обязательно надо оценивать «загруженность» (с точки зрения парковки) каждой улицы в течение дня и недели, а также изменения в плане экологии и удобства жизни. «Это позволит достаточно точно определить, какие улицы, например, в качестве зон парковки не пользуются спросом: можно думать даже об их превращении в пешеходные зоны», - считает он.

Начальник отдела комитета по развитию транспортной инфраструктуры Андрей Майоров согласен с таким мнением. «В перспективе вполне может идти речь о введении дифференцированной системы оплаты парковки», - говорит он. При этом обладатель автомобиля с мощным многолитровым движком, который больше загрязняет воздух, будет платить больше, а вот владелец электромобиля - значительно меньше.

Будут ли какие-то существенные перемены в системе платных парковок Петербурга в ближайшее время? Что касается возможности оплаты стоянки наличными - нет. «Использование паркоматов, способных их принимать, значительно удорожает проект, - объяснил руководитель ЦУП Артем Хрюкин. - К тому же они наверняка окажутся интересны любителям легкой наживы: в обозримом будущем наличные паркоматы принимать не станут». Не ожидается изменений и во временном плане: плата по-прежнему будет взиматься «с округлением» до часа, а введение бесплатного или льготного формата в выходные дни не планируется.

Тем не менее какие-то иные варианты оплаты, кроме существующих (сейчас их четыре, и наибольшим спросом пользуется оплата через паркомат), могут появиться. В частности, Антон Степанов предлагает использовать для этого специальную карту (типа «Подорожника») или личные кабинеты в социальных сетях, имеющиеся у многих водителей.

Увы, но пока часть водителей из-за несогласованности действий с МВД умудряется зону платной парковки использовать... бесплатно. Штрафы если и приходят, то слишком поздно. «Все нужные изменения, позволяющие осуществлять процесс быстрее, находятся на согласовании, - говорит Артем Хрюкин. - Решение может быть принято очень скоро, поэтому я бы не советовал рисковать, не оплачивая парковку». Штраф в 50 раз больше размера оплаты часа стоянки, а если нарушать неоднократно, сумма может оказаться очень большой!

При этом как он, так и представители автомобилистов уверены: люди, принципиально не согласные платить за стоянку, были и будут. «Однако когда зона платной парковки расширится и практика оставления машины за периметром ее действия заставит чересчур экономного водителя переходить мост через Неву, он быстро поймет, что такая парковка создана в его же интересах», - считает Хрюкин.

Будет отчасти и альтернатива. В следующем году власти намерены организовать еще две перехватывающие парковки (у станций метро «Купчино» и «Рыбацкое»), добавив их к действующей системе из 13 (на 1,6 тыс. машино-мест) подобных объектов. При этом все стороны согласны, что их слишком мало, а общественный транспорт, на который могли бы пересесть водители частных авто, пока не может их удовлетворить.

Однако выбирать между комфортной поездкой в центр на собственной машине (с перспективой платить за стоянку) и аналогичной на общественном транспорте все равно придется. Как показывает опрос, категоричных сторонников первого варианта не так уж и много (около 28%), все остальные, хотя и с оговорками, готовы использовать второй. И пойти по тому же пути, который выбрал мой приятель-автомобилист.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 172 (5789) от 16.09.2016.


Комментарии