Где сядет бабочка. Итоги конкурса малых архитектурных форм в Петербурге
В Петербурге завершился открытый конкурс по малым архитектурным формам. Новых имен он не выявил. Все шесть победителей - известные петербургские скульпторы. Заметим, что в число победивших работ не вошел ни один проект для Новосмоленской набережной.
Дмитрий Каминкер. Проект «Бабочка Набокова». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Участники конкурса соревновались в трех номинациях. В первой - «Архитектурный облик Петербурга - традиции ленинградского авангарда» победила команда во главе с Виктором Гавриловым, они выставили серию объектов «Поединок». Разноцветные фигуры из листового металла авторы предложили разместить на Южной дороге Крестовского острова, на пути сразу к нескольким стадионам. Кроме авангарда, «Поединок» напоминает (что не является недостатком) работы западных художников ХХ века, например Кита Харринга. Важно при реализации попасть в масштаб и не увлекаться количеством. На конкурс было представлено четыре варианта «поединков», надо выбрать один-единственный.
Второе место занял «Грифон» Антонины Фатхуллиной для той же Южной дороги. Скульптор давно занимается сваркой, ее птичка из металлических прутьев «Поцелуй» привлекает внимание прохожих в Финском переулке уже пять лет. «Грифон» сделан из арматуры и небольших листов нержавеющей стали, его надо смотреть на просвет, он эфемерен и материален одновременно. В этом случае важно не только попасть в масштаб, но и сделать объект антивандальным.
В номинации «История Петербурга - город петровского времени» решение жюри самое спорное. Победили Галина Додонова и Александр Реппо с объектом «Литургия Петербурга».
Он состоит из нескольких столбов, сложенных из камней, взятых с берега Финского залива. Возможно, идея неплохая, но не для скромных скверов Васильевского острова. Может быть, увеличив масштаб, удастся адаптировать ее для соседних намывных территорий.
Второе место занял объект «Петровский стул» команды Светланы Даниловой. Желание приделать петровские спинки к современным парковым скамейкам сомнительно. Если рассматривать такие скамейки как неутилитарные, тогда место в сквере за станцией метро «Чкаловская» - не самое для них удачное.
В номинации «Литературный Петербург» победил Дмитрий Каминкер с объектом «Бабочка Набокова». Автор с помощью разных видов гранита обыгрывает двуязычное творчество литератора и энтомолога. Бабочка присела на кубики с русскими и латинскими буквами, из которых два раза складывается фамилия писателя.
Предложенное место - в сквере за ТЮЗом - представляется спорным. Оно находится в стороне от всех петербургских литературных троп. Как пояснил «Санкт-Петербургским ведомостям» художник, он не настаивает на этой дислокации. И добавил, что делал «Бабочку» не «под конкурс», а ранее, ради образа, который кажется ему интересным.
Второе место заняла серия «Тени поэтов» (авторы - Марина Спивак и Александр Позин). Плоские скульптуры из бронзы или других металлов с узнаваемыми фигурами - произведения, скорее, станковые. Еще более сомнительно предлагаемое место установки «Теней» - сад Фонтанного дома. Стоит ли превращать историческое место в парк или музей скульптуры?
Основным итогом конкурса, его удачей, по словам Дмитрия Каминкера, можно считать создание в КГА базы данных всех работ-участников как потенциальную возможность установки в Петербурге чего-то отличного от бронзовых «дядек».
Всем шести победителям предложено привлечь архитекторов, еще раз обдумать места установки. Тогда можно начинать поиски финансирования.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (6316) от 07.11.2018 под заголовком «Где сядет бабочка».
Комментарии