Где приземлится трамвай?
Почти незаметной прошла в СМИ, казалось бы, сногсшибательная новость о возможной технической революции в развитии трамвайного движения в нашем городе.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Речь о недавнем посещении Георгием Полтавченко Александровского завода в Пушкине. Специалисты продемонстрировали губернатору опытный образец транспортной магнито-левитационной платформы с грузовым контейнером весом 28 килограммов, который свободно висит в воздухе и может в таком положении передвигаться.
Зазор между контейнером и платформой составляет 25 миллиметров. Платформа может выдержать нагрузку до 80 тонн и двигаться со скоростью до 250 километров в час. Эксперты утверждали, что разработки на основе магнитной левитации могут быть использованы для погрузки и разгрузки контейнеров в портах. Чиновники городской администрации также рассматривают возможность использования летающей платформы в трамвайном движении. Будем считать, рассматривают виртуальную возможность.
В ответ на публикации об этом событии удалось найти лишь несколько скептических откликов. Футуристическая новация оставила обывателя равнодушным, чему есть логическое объяснение. Практика последних лет в области пассажирского наземного транспорта грешит непоследовательностью, так что новые идеи горожан не вдохновляют. Нет уверенности, что за словом последует дело, как это уже бывало неоднократно.
Вспомним, как горячо обсуждался на общественных слушаниях проект «Надземный экспресс», который должен был решить транспортные проблемы южных районов города. В дискуссиях принимали участие жители домов, где должна была пролегать воздушная трасса. Проектанты убеждали, что никто не пострадает. А в квартирах, где поднимется уровень шума, обычные рамы будут бесплатно заменены на стеклопакеты.
Впрочем, граждане, не понявшие преимуществ своего соседства с летающим мимо окон трамваем, зря нервы рвали. Реализация «Надземного экспресса» ушла на дальние задворки смольнинских планов, уступив место проекту легкорельсового транспорта (ЛРТ). Трамвая, который должен был соединить Московский вокзал и аэропорт «Пулково». А также в перспективе связать Петербург со Всеволожском, Колпином и Сертоловом. Обещалось, что трасса до «Пулково» будет введена в эксплуатацию в январе 2014 года. А реализация строительства трассы от Ржевки до Всеволожска намечалась на 2012 – 2014 годы. Но в обоих случаях возникли непреодолимые трудности, и светлое будущее отодвинулось на потом.
Однако это не главная потеря в сравнении с заменой стратегии развития трамвайного движения в целом. Еще не забыто, с каким энтузиазмом чиновники лишали Петербург статуса трамвайной столицы Европы. После дорогостоящего ремонта и перекладки рельсов по новой технологии был закрыт ряд маршрутов в центре города. Назывались объективные причины. От неповоротливых трамваев, дескать, только убытки и пробки на дорогах. Доводы противников, что та же Европа исправляет ошибки, возрождая в своих мегаполисах экологически чистый вместительный вид транспорта, игнорировались. Километры путей по всему городу были демонтированы. Но автомобильные пробки никуда не делись – и концепция поменялась. Теперь мы находимся в процессе возрождения трамвайного движения. Где рельсы поснимали, их планируется восстанавливать. На площади Восстания, Лиговском, Московском, Пискаревском, Измайловском проспектах, Обводном канале, Благовещенском мосту...
В то же время общее состояние электротранспорта удручающее. 60% трамваев и 40% троллейбусов выработали свой ресурс. А в ближайшие три года планируется закупка только 15 трамваев и 36 троллейбусов. Зато на слуху новый амбициозный проект: прокладка трамвайной линии на основе государственно-частного партнерства – от Ладожского вокзала до Ржевки, а в перспективе – до Всеволожска. Срок реализации проекта – 2045 год.
Но стоит ли забивать голову планами столь дальними, если с предыдущими такая неразбериха? Чиновники еще не раз поменяются, и честолюбивые дублеры придумают что-нибудь новенькое. Может, и до трамваев на летающей платформе дело дойдет.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (5475) от 09.06.2015.
Комментарии