В Петербурге опять пытаются спасти яхтенный туризм

Недавно профильный комитет Смольного опубликовал информацию о выборе подрядчика для разработки концепции развития яхтенного туризма до 2030 года. Им стала Российская академия народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ, которая за 9,5 млн рублей взялась изучить направление и сделать выводы о его перспективах.

В Петербурге опять пытаются спасти яхтенный туризм | ФОТО Александра РОЩИНА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Александра РОЩИНА/ИНТЕРПРЕСС

Техническое задание проекта предусматривает не только оценку нынешнего состояния яхтенного туризма (оно специалистам и без того хорошо известно). Главная цель исследования - «определение перспектив развития рынка яхтинга в Петербурге и выработка практических рекомендаций. Фактически речь идет о том, чтобы консультанты до 30 октября нынешнего года дали четкий и обоснованный цифрами ответ, каким образом надо развивать в нашем городе яхтенный туризм. А также сколько это будет стоить и с какими проблемами придется столкнуться.

Что касается нынешнего состояния петербургского яхтенного туризма, то иначе как плачевным его не назовешь. Ведь если многие порты Балтики в течение года принимают за год свыше 10 тысяч гостевых яхт (таких городов - больше десятка), Петербург в лучшем случае несколько сотен. И случалось это лишь в первые сезоны работы пункта пропуска на форте «Константин», когда к нам заглянули зарубежные яхтсмены. Сейчас город на Неве, который, безусловно, мог бы получать от яхтенного туризма миллионы евро и принимать яхтсменов десятками тысяч, фактически считает зарубежные суда поштучно. А в ближайшее время может вообще оказаться без них, поскольку 25 июля 2018 года Пограничное управление ФСБ сообщило о прекращении оформления маломерных судов в Выборге.

Для зарубежных яхтсменов это означает фактическую недоступность Петербурга, так как в Выборг им теперь заходить нет смысла, а преодолеть весь путь до северной столицы России в течение одного дня перехода невозможно. Дело в том, что для яхт комфортным расстоянием дневного перехода считается 30 миль, а идти до Петербурга из-за границы (например, из Котки) надо не менее 80.

В результате даже при наличии хорошей приемной яхтенной инфраструктуры (которой, впрочем, сейчас у нас нет) город все равно останется без зарубежных яхтсменов. Что и происходит на деле, поскольку работа громко разрекламированного в свое время пункта пропуска на форте «Константин» сейчас экономически нерентабельна - там некого оформлять.

О существовании этих подводных камней туристические власти города хорошо знают. Однако если в законодательном плане подвижки (хотя и не всегда эффективные для развития яхтенного туризма) все же есть, то в инфраструктурном говорить об этом почти не приходится. Так, еще в 2009 году Смольный утвердил «Отраслевую схему развития и размещения объектов базирования и обслуживания маломерного флота на территории Петербурга», разработанную комитетом по транспортно-транзитной политике. Согласно этому документу, к существовавшим тогда в северной столице 48 объектам (девять из них относили к классу А, то есть к яхтенным портам с полным набором услуг) в обозримой перспективе должны были прибавиться еще 42 стоянки маломерного флота. Где они появились, никто не знает. А вот о закрытии давным-давно существовавших яхтклубов хорошо известно - занимаемые ими земельные участки оказались слишком интересны для инвесторов.

Тем не менее выход из сложившейся ситуации есть. Как считает президент Санкт-Петербургского парусного союза Сергей Алексеев и многие другие яхтсмены, единственный вариант - общими усилиями развивать береговую инфраструктуру Финского залива, приложив максимум усилий для присоединения к общемировой практике 30-мильной зоны. Это означает, что между границей и Петербургом должны появиться как минимум еще два-три места, где зарубежная яхта может пройти все необходимые оформительские процедуры. А сам город просто обязан иметь не менее 600 - 700 гостевых мест для стоянки и обслуживания таких судов.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 153 (6252) от 22.08.2018 под заголовком «Где бы тут пришвартоваться?».


Комментарии