2Vtzqv4Hz9U

Где идет дорога памяти. Поисковики продолжают работы на Мурманском шоссе

59-й километр федеральной трассы М18 «Кола», известной также как Мурманское шоссе, примерно пятьсот метров до поселка Приладожский... В конце зимы реконструкцию дороги, идущую уже второй год, на этом участке пришлось приостановить, поскольку строители наткнулись на воинское захоронение времен Великой Отечественной. Теперь здесь уже несколько недель работают военнослужащие 90-го отдельного специального поискового батальона Министерства обороны.

Где идет дорога памяти. Поисковики продолжают работы на Мурманском шоссе | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В выходные им на подмогу приезжают поисковики из Петербурга и Ленинградской области.

- Ребята из батальона - это ведь призывники, вчерашние школьники. Работают они очень старательно, но серьезного опыта поисковых работ у них нет. Мы стараемся им помогать, делимся опытом, - поясняет Валентина Боброва, заместитель руководителя межрегионального фонда увековечения памяти погибших при защите Отечества «Помним, гордимся, чтим».

Она приезжает сюда, будучи участником отряда «Невский пятачок», каждые выходные, чтобы координировать деятельность «гражданских» поисковиков. В основном тут все друг друга знают, давно уже как одна большая семья. Облаченные в камуфляжную форму папа с дочкой - из отряда «Невский рубеж», город Кировск. Девушка сейчас учится в восьмом классе, а впервые приняла участие в экспедиции, когда ей было одиннадцать лет...

Судя по военным картам, на этом месте располагался «пункт погребения» бойцов 128-й стрелковой дивизии Волховского фронта, которая с сентября 1941 года держала оборону в двух-трех километрах отсюда - от Ладожского озера до подъема Синявинских высот. Штаб находился в деревне Назия. Дивизия участвовала в прорыве блокады, в сражениях за Синявинские высоты летом 1943 года. В январе 1944-го перешла вместе со всеми войсками в наступление, с боями дошла до Луги, а затем до Пскова. Участвовала в освобождении Эстонии, Польши, а День Победы встретила в Чехословакии...

Здесь же, в районе нынешнего поселка Приладожский, были погребены более тысячи бойцов - тех, кто погиб на передовой или умер от ран. Не случайно поисковики, кроме останков, нашли несколько медицинских шин. А вот медальонов пока нет ни одного.

Вообще это захоронение считалось несуществующим: по документам, еще в 1950-х годах его перенесли на мемориал в поселок Путилово. В соцсетях в группе «128-я стрелковая Псковская Краснознаменная дивизия» опубликованы фотографии с той церемонии, датированные 9 мая 1955 года, - из семейного архива Ирины Тарало. Однако то, с чем столкнулись при реконструкции шоссе, свидетельствует: перенесли столько, сколько успели (возможно, сроки поджимали), и отчитались для галочки. А затем в дело вступила дорожная техника.

- В ходе раскопок мы определили: территорию ровняли бульдозером, все останки перемешаны. В основном мы находим разрозненные кости. Целых останков нет, да и рядов, где были бы захоронены люди, тоже нет, хотя на схемах они обозначены, - рассказывает Боброва. - Так что нам приходится оформлять протоколы на «оскверненное захоронение». Это значит: мы считаем общее количество найденных костей, чтобы понять хотя бы примерно число людей...

Экскаватор вскрывает асфальт, за ним поисковики сразу же проверяют почву щупами и дальше уже работают лопатами. И это еще хорошо, когда помогает тяжелая техника: дорожники дают ее только на выходные, а в остальные дни приходится вскрывать асфальт ломами.

Затем начинается ювелирная, но очень рутинная работа - совочками и щетками. Аккуратная, бережная и тщательная зачистка, буквально сантиметр за сантиметром. А еще надо внимательно осмотреть все отвалы, чтобы ничего не пропустить.

Останки зачастую лежат прямо под слоем асфальта. Так что слова о том, что в этом месте шоссе проходило по солдатским костям, - вовсе не метафора.

Помня печальный опыт прошлых лет, дорожники не торопят поисковиков. Пусть те работают столько, сколько нужно, но только чтобы под новым полотном шоссе не осталось ни одного бойца. Чтобы эта история с «дорогой на костях» была закрыта раз и навсегда. По словам Валентины Бобровой, хотелось бы, закончить работу до майских праздников - потом уже начнется плановая Вахта памяти, но реально поисковики могут задержаться здесь месяца на три.

Пока же все найденные останки, собранные в мешки, лежат на специальной площадке в лагере поискового батальона. Решается вопрос о том, где их захоронить. Скорее всего, этим местом станет найденное осенью прошлого года воинское захоронение у поворота Мурманского шоссе на деревню Назию. Оно нетронутое, сохранилось в лесном массиве. Архивные документы свидетельствуют, что оно занимает территорию около полутора гектаров, и захоронены там бойцы и командиры не только 128-й стрелковой дивизии, но и других дивизий, соединений и частей Волховского фронта.

Кстати, по документам, и это кладбище было перенесено еще в 1950-х. На самом же деле и тут отчитались на бумаге, а могилы остались в лесу, про них просто забыли. Теперь там, скорее всего, будет новый воинский мемориал. Пока же это просто кусок леса, огороженный ленточками.

#Великая Отечественная война #память #раскопки #трасса Кола #поисковики

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 057 (6655) от 07.04.2020 под заголовком «Где идет дорога памяти».


Комментарии