Футбол в белоколонном зале. Дворец спортивных игр на Бутлерова стал объектом культурного наследия
Манеж с соответствующим международным требованиям футбольным полем под крышей, известный как дворец спортивных игр «Зенит», стал первым подобным сооружением в стране. Он был возведен в 1975 году, а в нынешнем году КГИОП признал его выявленным объектом культурного наследия.
Одним из аргументов в пользу признания здания объектом культурного наследия было то, что оно ни разу не было перестроено и сохранило свои первоначальные архитектурные характеристики./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Задание на проектирование «крытого учебно-тренировочного футбольного манежа добровольного спортивного общества «Зенит-Динамо» было выдано в 1971 году, а 18 августа 1972 года его архитектурно-строительная часть была рассмотрена и одобрена на городском градостроительном совете. Причем единогласно. Авторами проекта выступили архитекторы Григорий Морозов, Валентина Савельева и инженер Олег Курбатов.
Изначально манеж предполагали поставить в створе улицы Фаворского, чтобы он замыкал ее собой. Но управление садово-паркового хозяйства не дало добро, поскольку для этого пришлось бы вырубить часть Пискаревского лесопарка. Поэтому манеж передвинули севернее, где не было зеленых насаждений и вырубать ничего не требовалось.
Первоначально планировалось, что в зимнее время манеж будут использовать для тренировок, а в летнее — для выставок и фестивалей. Но в процессе проектирования решено было сделать его круглогодичным и проводить в нем еще и соревнования. Это привело и к конструктивно-планировочному изменению: потребовались места для зрителей, для чего был создан опоясывающий здание внутри балкон. Кстати, он в «Зените» не только предназначен для размещения зрителей, но и выполняет также роль диафрагмы жесткости.
Весь объем манежа вписан в прямоугольное сооружение, в котором четко просчитано соотношение площадей остекленных и глухих поверхностей. Глухие торцы и крыша без окон сделаны для того, чтобы солнце не било в глаза ни спортсменам, ни зрителям. Углы главного фасада, выходящего к улице Бутлерова, остеклены, а основная плоскость обогащена фактурными железобетонными горизонтальными полосами. Кроме того, эффектны и лестницы снаружи, отстоящие от основного объема здания.
По верному замечанию архитектора Николая Башнина, сделанному еще на градсовете, мотив бокового фасада «в какой‑то степени повторяет мотив дворца спорта «Юбилейный», и это не случайно, поскольку Морозов и Курбатов были его авторами. Кстати, еще одно сходство «Зенита» с «Юбилейным» — это шрифт надписи над центральным входом. Он одинаковый, только у «Юбилейного» надпись идет по декоративной панели, а у «Зенита» — вдоль наружного балкона, опоясывающего весь фасад.
Интересна и конструкция внутренней части здания, позволившая перекрыть значительное пространство поля (126 х 72 метра). Она арочно-вантовая, удерживает кровлю опорами двух типов. Большую часть веса держат V-образные колонны, наклоненные внутрь, а за вертикальные закреплены концы вантов, на которых растянута кровля.
Графику конструкций в интерьере зала иногда сравнивают с готическим собором. Эту немного странную ассоциацию подкрепляет «роза» в центре торцевого фасада — круглое окно с витражом, изображающим футбольный мяч. Что любопытно, авторы предполагали зашторивать эту «розу» во время проведения футбольных состязаний и тренировок, чтобы свет, проходящий через нее, не мешал спортсменам. И первые годы так действительно делали.
Дворец спортивных игр «Зенит» был сдан 27 декабря 1975 года с оценкой «хорошо». В 1980 году коллектив авторов получил за это здание премию Совета Министров СССР.
В советское время дворец принимал матчи «Красной зари» и финал женского кубка европейских чемпионов по хоккею на траве. Футбольный «Зенит» провел здесь четыре официальных матча: два в Кубке СССР 1978 года и два в первенстве страны 1990 и 1993 годов. До 2003 года весной и осенью здесь проводили домашние матчи дублеры «Зенита». Ныне в здании базируется детско-юношеская спортивная школа «Зенит».
Выявленным объектом культурного наследия дворец признали не только за его функциональность и «инженерную насыщенность», но и наверняка за архитектурную составляющую. Она очень эмоциональна. Во-первых, белый цвет — признак модернизма вообще и ленинградского в особенности. Во-вторых, как справедливо отметил архитектор Абрам Тарантул, конструкция здания сливается с архитектурой, а сама она «очень легкая, изящная, красивая, хорошо нарисованная и очень логично решена».
Читайте также:
Здание Первого Мариинского женского училища включено в реестр объектов культурного наследия
В защиту ГОИ имени С. И. Вавилова: список объектов культурного наследия может пополниться
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2121 (7797) от 21.11.2024 под заголовком «Футбол в белоколонном зале».
Комментарии