Фуражка Кирова в Смольном

Своего рода «послесловием» к 80-й годовщине убийства Кирова можно назвать выставку, открывшуюся в историко-мемориальном музее «Смольный».

Фуражка Кирова в Смольном | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Сотрудники музея считают: скорее всего, тайна смерти Кирова никогда не будет раскрыта до конца. Авторитетные историки, изучавшие обстоятельства этого загадочного убийства, всякий раз выстраивали собственную версию событий. Каждая по-своему убедительна, но в ней обязательно есть свое уязвимое звено, которое сводит на нет все логические построения.

— Мог ли человек такого ранга, как Киров, быть убитым случайно? — задает риторический вопрос заведующая экспозиционным отделом историко-мемориального музея «Смольный» Ольга Федорова. — В разное время версию смерти Кирова трактовали так, как это было выгодно. Сейчас все больше приходят к сюжету любовного треугольника...

После смерти Кирова в Ленинграде в народе бытовало мнение — «убили из-за бабы». Кстати, сразу после убийства Кирова начальник ленинградского управления НКВД Филипп Медведь сообщал в столицу, что арестована жена убийцы — Мильда Драуле, то есть как будто намекал на бытовую подоплеку преступления. Но Москве нужна была другая версия — об антисоветской террористической организации.

— Была ли Драуле любовницей Кирова? Документальных свидетельств, подтверждающих это, нет. Речь идет лишь о домыслах и фантазиях. В свое время ходили слухи и о романах Кирова с балеринами Мариинского театра. Но подтверждений этому тоже нет, — говорит заведующая научно-просветительским отделом музея Наталья Феоктистова.

Вообще же, когда начинаешь складывать воедино все известные обстоятельства той трагедии, то создается впечатление, что в верхах догадывались: неврастеничный обиженный судьбой Леонид Николаев что-то замышляет против Кирова... Но как будто нарочно не мешали ему осуществить задуманное. Ведь незадолго до совершенного им преступления Николаева задержали возле Смольного, обнаружили у него блокнот с записями о перемещениях Кирова по городу. Однако «не придали значения»...

К тому же на самом верху хорошо знали, что Киров чрезвычайно уязвим, поскольку не любит охрану и даже иногда... убегает от нее. Нельзя исключить, что Николаев, сам того не подозревая, был просто слепым орудием в чьих-то могущественных замыслах. Впрочем, все это тоже версия...

Зато неоспоримым фактом являются представленные на выставке фуражка и гимнастерка Кирова. Те самые, в которых он был в момент смерти. Фуражка — со следами пули и крови. Именно эти предметы изучали в 2004 году судмедэксперты. И обратили внимание: пуля попала под таким углом в околыш фуражки, что говорило — Николаев стрелял не в стоявшего человека, а в лежавшего. Как, почему — опять загадка, на которую нет ответа.

И фуражка и гимнастерка находятся на постоянном хранении в музее Кирова. Сюда их передали лишь на несколько месяцев, и это очень редкий случай: практически никогда в истории музея эти вещи не покидали его стены.

Среди других реликвий — телефонный аппарат производства «Красной Зари», стоявший на столе в смольнинском кабинете Кирова (скорее всего, именно по этой «вертушке» сообщили в Москву о его смерти), документы об охране Смольного в то время, когда здесь произошла трагедия... Понятно, что после убийства Кирова стражу немедленно усилили.

— К тому месту, где был убит Киров, простых экскурсантов не пустят: это закрытая особо охраняемая зона на третьем этаже в северном крыле Смольного, — говорит Наталья Феоктистова. — И никакой мемориальной доски на месте убийства Кирова нет и никогда не было. Мы вообще не особенно афишируем, что все это произошло возле нынешнего кабинета губернатора.

Это тот кабинет, который всегда занимали первые секретари обкома, затем мэр и губернаторы. До переезда в Москву в марте 1918 года там работал Ленин, затем кабинет занял Зиновьев. А потом помещение «по наследству» переходило всем руководителям города — Кирову, Жданову и так далее, вплоть до Гидаспова и Собчака, Матвиенко и Полтавченко. Единственный нюанс: в 1950-х годах эти помещения реконструировали. Правда, как сетуют в музее, найти в архивах чертежи этой перестройки пока еще не удалось. Тоже, наверное, секретность.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (5354) от 04.12.2014.


Комментарии