Фотосессия на взлетной полосе

В этот раз обошлось без происшествий. Искатели приключений проникли на территорию аэропорта «Пулково» не для вредительства, а чтобы заявить о себе — о своем геройстве. Слава, прямо скажем, дешевенькая — стоимостью от 500 до 1000 рублей административного штрафа. Но зато это серьезный повод поговорить о безопасности российских аэропортов.

Фотосессия на взлетной полосе | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Проникновения самых разных людей в запретные зоны аэропортов везде в мире, или почти везде, не редкость.

Хватает происшествий на летном поле и у нас в стране. В Нижнеангарске четверо детей пробрались на территорию аэропорта, чтобы поиграть в снежки. В Кемерове при осмотре «Боинга», улетающего в Хургаду, в моторном отсеке обнаружили «пассажира», не имеющего денег, но мечтающего позагорать в Египте. В Норильске авиационный хулиган залез в вертолет Ми-8 и пытался завести двигатель. В Салехарде пьяный местный житель перелез через ограждение аэропорта и украл аварийный топорик, который показался ему крайне необходимым.

У нас пока более простой случай. Двое подростков, любители полазать там, где не положено, пробрались на территорию аэропорта «Пулково», сфотографировались и выложили снимки в Интернет. Конечно, аэропорт обнесен забором, но длина его 22 километра. Ток высокого напряжения по ограде забора не пущен, как это делается на некоторых военных объектах. Сотрудники службы безопасности аэропорта совершают регулярные обходы периметра. Служба перронного контроля также методом обходов следит за порядком на местах стоянок воздушных судов.

Достаточно ли этого, чтобы обеспечить, говоря шершавым языком протокола, «надлежащую защиту аэропорта от незаконного проникновения посторонних»? Кстати, этим вопросом сейчас занимается транспортная полиция Петербурга.

— Конечно, можно по всему периметру намотать колючую проволоку, по верху пустить ток высокого напряжения и через каждые 100 метров поставить охранника, — говорит эксперт редакции главный редактор отраслевого аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Но в этом случае речь пойдет о грандиозных расходах: аэропорт «Пулково» в стране не один. Где взять на это средства? Из государственного бюджета? Пока этого не планируется. Переложить расходы на аэропорты? Тогда цены на авиабилеты резко повысятся. То есть проблема существует. И необходимо ее решать в государственном масштабе.

Отметим, что безопасные аэропорты на свете, наверное, есть. Например, вокруг тель-авивского «Бен Гуриона» два охранных периметра. Все пространство между ними не только видеокамерами контролируется, но и тепловизорами. Наверняка ни одна теплокровная мышь в этом пространстве незамеченной не пробежит. Впрочем, уверен, что даже там от каких-либо происшествий не зарекаются.

Но проблема охраны аэропортов не только финансовая. В том же «Бен Гурионе» человеку, незаконно проникающему на территорию аэропорта, грозит не штраф, а огонь из израильских автоматов на поражение. И всему народу, хоть иудеям, хоть палестинцам, это хорошо известно. Церемониться с нарушителями здесь никто не будет.

— Другая составляющая безопасности аэропорта — мера ответственности для нарушителя, — продолжает Олег Пантелеев. — Тех, кто проник на территорию «Пулково», пожурят, в самом худшем для них случае выпишут административный штраф: согласно статье 11.3 Кодекса об административных правонарушениях, его размер от 500 до 1000 рублей. То, что нарушителей этим не испугаешь, уже известно. Они бравируют своей безнаказанностью. Я не к тому, чтобы этих мальчишек немедленно посадили в тюрьму. А к тому, что проблему надо решать комплексно: и усилением охраны территории, и законодательным повышением меры ответственности за незаконное проникновение на авиаобъекты.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 226 (5352) от 02.12.2014.


Комментарии