Фонд капремонта снова получит субсидию от правительства Петербурга

Ничего не скажешь: первое полугодие у Фонда капремонта общего имущества жилых домов выдалось веселеньким. То Контрольно-счетная палата придерется, то прокуратура. Следственные органы задержали бывшего генерального директора фонда Дениса Шабурова, договор с которым расторгли еще в прошлом году. Ничего конкретного не сообщают, но, по слухам, речь идет о взятке. А тут еще этот скандал с взносами на капремонт, которые с мая собирает не ВЦКП, а «Петроэлектросбыт»...

Фонд капремонта снова получит субсидию от правительства Петербурга | Фото Алексея СМЫШЛЯЕВА/ТАСС

Фото Алексея СМЫШЛЯЕВА/ТАСС

За всеми этими событиями, вызвавшими большой шум в городе, ушел на задний план сам капитальный ремонт. Между тем он идет. 

Хотя в начале лета рассказать что-то определенное, по традиции, невозможно. Ежегодно до 1 июня городское правительство имеет законное право актуализировать программу текущего года. То есть вычеркнуть из нее одни адреса и вписать другие. Или перенести какие-либо виды работ на год-другой. Кроме того, в результате торгов (которые завершились еще далеко не по всем объектам) обязательно образуется то, что именуется экономией. За счет этой экономии в программу ремонта могут быть включены дополнительные адреса. И еще: в результате ремонта может вдруг внезапно выясниться, что сначала дому требуется... совсем другой ремонт.

Свежий тому пример: 21-я линия Васильевского острова, дом 16, корпус 8 (литера З). О том, что перекрытия дома находятся в аварийном состоянии (вплоть до угрозы обрушения), в фонде знали еще в 2019 году. Тогда же составили смету аварийно-восстановительного ремонта. Но до ликвидации аварийности руки дошли лишь сейчас, когда рухнула деревянная балка. Теперь придется менять всю гниль, усиливать стены, не говоря уже о косметических операциях (штукатурка, окраска, обои), о которых всегда так беспокоятся граждане. А затем уже протягивать сквозь перекрытия новые трубы. Кстати говоря, жители считают, что примерно в таком же состоянии находятся все несущие конструкции старого дома, построенного еще в 1934 году.

Аналогичная история в доме по адресу: 10-я Советская улица, 16. Здесь изначально планировали в 2020 году ремонтировать фасад. Но в программу дом не вписался – поставили на 2021 год. Однако пришлось сначала заниматься ликвидацией локальной аварийности: бороться с гнилью и угрозой обрушения.

В общем, все это к тому, что по большому счету, увы, долгосрочное планирование капитального ремонта попросту невозможно. Тем более когда в конце предыдущего года практически никогда не бывает известно, каким будет финансирование программы года наступившего. Не случайно программу «перетряхивают» каждое лето.

Кстати, о финансах. Еще в конце прошлого года правительство города недвусмысленно дало понять, что больше бюджетных денег фонд не получит, а потому программу он будет выполнять исключительно за счет средств граждан – то есть за счет взносов на капремонт. И правда, в бюджете 2021 года строки «субсидии на капитальный ремонт общего имущества» не было.

Теперь, похоже, ситуация может измениться. Правительство пересмотрело свою жесткую позицию. В марте 2021 года парламент Петербурга принял (естественно, с подачи правительства) закон, в котором правительство гипотетически обещает субсидию. Правда, в законе сказано, что порядок предоставления денег оно же – правительство – само со временем и определит. Так что, учитывая предстоящие по осени выборы, деньги все же будут. Хотя бы на лифты, которые фонду (читай, гражданам) не потянуть.

Вообще замена лифтов стала едва ли не самой главной задачей фонда еще три года назад. В самом деле около 70% лифтов к тому времени давно уже выработали свой ресурс, а возраст перевалил за отведенные им 25 лет. И тем не менее они продолжали тянуть граждан вверх, постоянно ломаясь, грозя рухнуть или не открыться. Жалоб было не счесть. Во все инстанции.

Сейчас обращений от граждан стало гораздо меньше. Так что титанические усилия города, выполняющего лифтовую программу, налицо. В нынешнем году продолжится реализация идеи, пришедшей в голову руководству фонда и жилищного комитета два года назад. Тогда они договорились с поставщиками лифтов, что те будут предоставлять все оборудование в беспроцентную рассрочку: лифты – сегодня, деньги – завтра. Эта договоренность позволила планировать ежегодную замену тысячи (а то и больше) лифтов даже в условиях, когда город поступательно сокращал бюджетное субсидирование капитального ремонта.

Предварительно можно сказать, что наибольший объем ремонта запланирован в Центральном районе: более 200 видов работ. Огромное внимание уделено ремонту системы канализации и вообще инженерии.

Ну и фасады. Хотя в ряде случаев город сам притормозит их ремонт. Решено, к примеру, на Невском проспекте и иных статусных магистралях не трогать фасады до 4 июля, когда завершится чемпионат Европы по футболу. Таким образом, некоторые фасады придется быстро ремонтировать в оставшееся до осени время (ордера на производство работ действуют до 15 октября) или уж по-честному перенести объект в программу следующего года.

И еще: граждане обратили внимание (и возмутились) на то обстоятельство, что за счет фонда нередко ремонтируют здания, в которых практически не осталось жилья. Так было в прошлые годы, так происходит и сейчас. Свежий пример – Невский проспект, 88. Здесь осталось менее десятка реально жилых квартир. Остальная жилплощадь давно превращена в мини-отели и хостелы. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в объявления в Интернете. Или даже почитать вывески на входных дверях в дом. Далеко не все из таких заведений даже платят взносы на капремонт (собираемость едва дотягивает до 80%). И тем не менее практически на дармовщинку мини-отельеры получают в 2021 году ремонт: водоснабжение, теплоснабжение, фасад...

В целом, похоже, фонд переживает далеко не лучшие времена. Пока действуют инерция развития прошлых лет да снисходительное отношение городской власти, которая окончательно не решается отказать фонду в деньгах. А дальше? Медленное угасание? Или найдутся силы на новый рывок?

#Фонд капремонта #субсидии #деньги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 96 (6934) от 31.05.2021 под заголовком «Капремонт без капитала».


Комментарии