ФМД в голове и на улице

Ни разу за все шесть лет, что мы по субботам летом празднуем День Достоевского, не было в Петербурге холодно, ни разу не была нарушена литературно-погодная традиция, обозначенная ФМД в «Преступлении и наказании»: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время...».

ФМД в голове и на улице |

День Достоевского, начатый как небольшой уличный праздник в центре города для не уехавших на дачу любителей русского слова и туристов, которые в этот день гуляют по раскаленным улицам, превратился теперь в двухдневное действо. Собственно, и «День До», то есть пятница, стал не просто настраивающим на «достоевскую волну», но и вполне себе самостоятельным праздником. На этот раз 3 июля в библиотеке Лермонтова, к примеру, среди множества «достоевских» событий можно было увидеть уникальную польскую анимацию «Преступление и наказание» и «Кроткую» Петра Думала. А Шереметевский сад Фонтанного дома заполонили черноголовые и чернопиджачные огромные старухи без лиц, но с топорами – гроза студентов. Они не казались страшными среди цитат бессмертного капитана Лебядкина и исполнения стихов поэтов-обэриутов. Можно было заглянуть в буфет имени незабвенного капитана и, сочинив что-либо в духе «Светлой личности» или «Таракана», выпить сто граммов красненького винца – вполне в духе раскаленного центра июльского Петербурга во все времена. А Геннадий Смирнов пел в саду песни на стихи Заболоцкого и музыку советских классиков – ролик уже покоряет Интернет.

А в День Достоевского, 4 июля, из недр театра «Кукольный формат», что на Пушкинской улице, вышли на улицы города четырехметровые куклы – Пушкин, Гоголь, Достоевский и Чехов.

Мы с фотоаппаратами наготове караулили их у рынка в Кузнечном. Торговки, до этого пытавшиеся ругаться с нами, чтобы мы не смели их снимать, увидев кукол, удивились слегка и даже Чехова признали: «Этот, в очочках-то – Антон Палыч!». Образованные у нас люди.

Куклы добрались до памятника Федору Михайловичу, тут же материализовались – вполне себе не куклы, а актеры в шутливых образах самого ФМД и Пушкина с Гоголем. И началось... Митинг и флешмоб удались на славу: иностранные туристы на память фотографировались с директором Музея Достоевского Наталией Ашимбаевой, она фотографировалась вместе с директором театра «Кукольный формат» Елизаветой Богословской, а народ вокруг памятника делал селфи и тянул вверх руки с гаджетами, в каждом из которых или цитата классика, или его изображение.

В общем, карнавальная стихия, не очень-то свойственная Петербургу, почему-то именно в День Достоевского вполне себе получается. «Потому что в Достоевском много разного, и представлять себе, что он монотонный, угрюмый, мрачный и лишенный чувства юмора писатель, – не соответствует его природе, – сказала Наталия Ашимбаева. – Не сочинил бы он тогда Лебядкина, а в «Бесах» – там же тьма иронии и сарказма, юмора. Вообще у Достоевского много самых разнообразных оттенков комического, миру его соответствует игра».

И в День Достоевского играли все, кто хотел. Можно было спросить огромного «Пушкина», что он сейчас сочиняет, можно было на Малой Конюшенной наблюдать за Инженерным театром АХЕ, ломая голову – что бы это значило... Можно было вместе с сотрудниками музея «Разночинный Петербург» пуститься в увлекательный квест по петербургским дворам – не все еще перекрыть успели, да! Для предпочитающих интеллектуальный отдых тоже было чем заняться: «Книжный дворик на Фонтанке» библиотеки Маяковского с лекциями профессоров, классическими концертами и изготовлением литературных закладочек, не закладов! Но и тут игра и карнавал все равно вмешивались. Можно было надеть что-то из века позапрошлого, как раз достоевских времен. Вот шла дама – в шляпке и пелерине, но в брюках, смеялась, потому что подходящей юбки не нашлось...

На углу Садовой и Невского нестрашно пугал народ музей «Ужасы Петербурга». Вспомнилась история-апокриф про наркома просвещения Луначарского, когда того спросили, какую надпись следует сделать на памятнике писателю, он ответил: «Достоевскому – от благодарных бесов»... Какой-то парень, разглядывая смелые плакаты и слушая «революционные агитки» сотрудников «Ужасов Петербурга», бубнил в телефон: «Слышь, они тут кричат: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем! – это чо такое, а?»...

Во дворике Музея городской скульптуры, наоборот, полная романтика. Артисты читали «Белые ночи», художники рисовали черно-белый город, который потом расцветится красками. Весь дворик был украшен шариками с цитатами из «Белых ночей»: «Я создаю в мечтах целые романы...». А актеры хореографа Лилии Бурдинской попробовали сыграть ощущение творчества Достоевского нынешних молодых – кто-то читал, но давно, кто-то не читал вообще ничего, а кто-то все время перечитывает. Лилия нашла в соцсетях популярную фразу: «Мне мешает быть счастливым Достоевский в голове». Кто, когда и при каких обстоятельствах это сформулировал и сделал хэштегом – неизвестно. Но фраза прижилась... Лилия предложила задуматься и над другой фразой, сказанной писателю женой: «Ты – солнце моей жизни». А кто солнце жизни твоей? Юные актеры сами написали тексты об этом. Они танцевали и вдруг надели на себя маски – с лицом Достоевского. «Мне кажется, что петербуржцы всегда несут лик Достоевского с собой, – говорит Лилия Бурдинская. – Мы сделали романтичный спектакль, и Достоевский – это не только мучения Раскольникова, это романтика, любовь, мечтатель среди белых ночей».

После этого спектакля оставалось только вернуться на Манежную площадь, где были бесконечные Раскольниковы и Сонечки, где ФМД-театр разыграл свое уличное представление «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время...» И правда – наше солнце било зрителям в глаза, плавило воздух, а на сцене Федор Михайлович в компании коллег – Александра Сергеевича, Николая Васильевича и многочисленных героев нашей золотой классики в буквальном смысле слова «отжигал». В общем, как гласил один из плакатов: «Гоголем по Невскому в подарок Достоевскому».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (5493) от 06.07.2015.


Комментарии