Флагман в бассейне. В Петербурге провели испытания модели НЭС «Иван Фролов»

Очередные испытания модели научно-экспедиционного судна, который строится на «Адмиралтейских верфях», состоялись при участии председателя Морской коллегии РФ, помощника главы государства Николая Патрушева. Побывав в ледовом опытовом бассейне Арктического и Антарктического института (ААНИИ), где проходят такие исследования, он ознакомился с этим и другими подразделениями форпоста полярной науки.

Флагман в бассейне. В Петербурге провели испытания модели НЭС «Иван Фролов» | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Проект самого крупного в мире судна такого назначения специалисты Нев­ского проектно-конструкторского бюро подготовили, по сути, вместе с полярниками. Вскоре после подписания контракта с «Росгидрометом» на его строительство, в июне 2023‑го, модель судна обкатали на экспериментальной базе Крыловского государственного научного центра. А в октябре этого года на судоверфи состоялась закладка будущего флагмана флотилии ААНИИ.

Казалось бы, все вопросы уже сняты, расчеты готовы и можно уверенно работать дальше над постройкой судна, названного в честь выдающегося гляциолога и океанолога, руководившего институтом больше двадцати лет. Но компьютерного моделирования для подтверждения точности этих расчетов в таких случаях недостаточно. Только в обстановке, приближенной к реальной, можно выяснить, какими характеристиками должно обладать подобное судно и каким корпусом его наделить.

Это и должна показать серия модельных испытаний, проходящих в ледовом опытовом бассейне ­ААНИИ (ленинградцы запустили такой экспериментальный комплекс первыми в мире, в 1955 году). Там можно варьировать соленость воды и намораживать лед нужной толщины, исследуя взаимодействие судов с ледяным покровом. Один из этапов этого процесса специалисты показали председателю Морской коллегии РФ, участвовавшему и при закладке НЭС проекта 23680 «Иван Фролов».

Постройка такого гиганта длиной 164,5 метра, который будет обладать рядом принципиально новых особенностей, для корабелов большой вызов. По своим габаритам, осадке, дедвейту и водоизмещению он превысит всех своих предшественников. А полярники обретут новую плавучую «резиденцию», подобной которой не строил никто. Причем универсальную, способную быть одновременно научно-исследовательским, транспортным, пассажирским судном, танкером и ледоколом.

Хорошие мореходные качества и высокая ледопроходимость позволят судну работать в Арктике и на Шестом континенте, где свойства льда и другие параметры заметно отличаются. Ученые смогут расширить благодаря новинке исследования природной среды на разных полюсах Земли и обновить научные программы.

Случится это через несколько лет: в декабре 2028‑го на борту судна планируется поднять государственный флаг. После чего оно войдет в строй, а нынешний флагман полярников «Академик Федоров», построенный 37 лет назад, передаст ему этот «титул». Заложенный в универсале ресурс позволит новому судну оставаться в строю такой же срок или больше. А пока работы над ним в начальной, довольно ответственной стадии идут своим чередом.

Побывав в ААНИИ, помощник президента РФ обсудил с руководителями института и «Росгидромета» выполнение текущих исследовательских проектов в Арктике и Антарктике, а также перспективы развития российской полярной науки. Специалисты отметили важность климатического и экологического мониторинга на трассе Севморпути. Николай Патрушев подчеркнул при этом значимость точных прогнозов ледовой обстановки для обеспечения безопасности судоходства в арктических морях. И качества наблюдений, выполняемых с использованием морской береговой гидрометеорологической сети.

Читайте также:

Опора российского флота. Как развивается отечественное судостроение с помощью Крыловского научного центра

«Застава» вернулась в строй. Ледокол-буксир подготовили в городе к предстоящей зимней навигации


#судно #ААНИИ #верфи

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (7807) от 06.12.2024 под заголовком «Флагман в бассейне».


Комментарии