Флагман российской кораблестроительной науки, обосновавшийся в Петербурге, отметил свое 130‑летие
Сотрудников ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (КГНЦ), одной из наиболее крупных в мире отраслевых исследовательских площадок, поздравили их партнеры со всей России. А в стенах центра прошло расширенное заседание ученого совета, посвященное юбилейной дате.
ФОТО Рixabay
Скромная проходная этого комплексного научного центра не впечатляет. Зато его корпуса, которые тянутся вдоль Московского шоссе на большом расстоянии, позволяют судить о масштабах выполняемых здесь опытно-конструкторских и проектных работ. Да и тот факт, что КГНЦ обращен к площади, названной в честь знаменитого судостроителя академика РАН Валентина Пашина, возглавлявшего центр многие годы, говорит о многом.
Ученые и конструкторы поистине мирового уровня работали здесь в разное время. Достаточно вспомнить академиков Алексея Крылова, Ивана Бубнова, Юлиана Шиманского, Валентина Новожилова и многих других. За все время существования КГНЦ пяти его сотрудникам (включая академика Пашина) были присвоены звания Героя Социалистического Труда и Героя России. Более сотни из них стали лауреатами Ленинской и Государственной премий, а около 600 работников центра были награждены государственными наградами…
Многие именитые ученые-кораблестроители трудятся там и сегодня. Коллектив центра насчитывает ныне 2,1 тыс. человек, среди которых — члены-корреспонденты РАН и отраслевые академики, полторы сотни кандидатов и десятки докторов наук. Такой команде интеллектуалов, способной заглянуть в будущее, многое по плечу. Их научная мысль, без сомнения, определила развитие отечественной судостроительной науки на многие годы.
Все направления работ центра трудно перечислить, настолько их много. А экспериментальной базе КГНЦ позавидуют подобные центры многих стран. Чего там только нет: глубоководный и ледовый бассейн, не имеющие равных в России, мощные аэродинамические трубы, современный тренажерный комплекс, суперкомпьютер и многое другое.
Немудрено, что, имея такой персонал и обширную базу для проведения экспериментов, КГНЦ то и дело осваивает новые прорывные направления работ. Выполняя большой круг исследований (по прочности и ледопроходимости судов, их остойчивости и непотопляемости, расчетам физических полей и т. д.), петербуржцы способствуют появлению в России кораблей и судов, глубоководных аппаратов, нередко превосходящих зарубежные аналоги.
Сотрудники центра как‑то подсчитали: за время его деятельности там было опробовано более 12 тыс. моделей кораблей, судов и морской техники. Крыловцы провели свыше 20 тыс. испытаний корпусных конструкций, спроектировали и опробовали более 9,5 тыс. гребных винтов и других типов движителей, а также дали экспертную оценку 2,5 тыс. проектов перспективных судов и кораблей, разработанных в Петербурге и КБ других регионов страны. Разработки крыловцев легли в основу создания множества судовых систем и механизмов. При содействии КГНЦ отечественные корабли обрели также высокоэффективные гребные винты.
Деятельность центра предопределила и создание атомоходов проекта 22220, самых крупных и мощных сегодня в мире, где нашли воплощение многие достижения науки и техники нашей страны. Компетенции этого центра позволили ему участвовать в формировании государственных и отраслевых научно-технических программ и ниокровских планов, включая важнейшие для отечественного кораблестроения долгосрочные программы.
Так, сотрудники КГНЦ подготовили стратегию развития судостроительной промышленности и федеральную целевую программу по развитию гражданской морской техники. Предложили концепцию формирования научно-технического задела в рамках госпрограммы «Развитие судостроения на 2013 – 2030 годы», утвержденной правительством России.
Словом, вклад центра в развитие отечественного кораблестроения трудно переоценить. А свою историю он ведет с 1894 года, когда в Петербурге была открыта экспериментальная установка для корабелов — опытовый бассейн. С этой инициативой выступил технический комитет Морского ведомства, глава которого великий князь Алексей Александрович ее всецело поддержал.
Через год после того, как представители комитета одобрили эскизный проект такого бассейна, на острове Новая Голландия начались работы по его созданию. Бассейн был задуман как исследовательская лаборатория для определения сопротивления воды движению судов. Там впервые была отлита парафиновая модель корабля (крейсера «Герцог Эдинбургский»), а затем начались проверочные испытания других уменьшенных копий кораблей.
Открытие нового объекта состоялось в присутствии императора Александра III, членов августейшей фамилии и высших чинов Морского ведомства. В опытовом бассейне велись работы по определению мощности, оптимальной для будущих кораблей того или иного типа, и формы их корпуса. Не имея такой установки, проверить это можно было только методом проб и ошибок, то есть потратив больше времени, сил и средств…
Обозначить все вехи истории КГНЦ здесь вряд ли возможно. Но несколько переломных моментов стоит указать. Так, в опытовом бассейне прошли испытания первого в мире линейного ледокола «Ермак» (1900). После его модернизации при нем появились лаборатории (1910 – 1914). Спустя годы экспериментальный бассейн, превратившийся в полноценный исследовательский центр, был преобразован в кораблестроительный НИИ (1931). Позже ему было присвоено имя выдающегося инженера-кораблестроителя академика Андрея Крылова (1944). А статус федерального предприятия КГНЦ получил чуть более десяти лет назад. Его заслуги перед страной в свое время были отмечены тремя высшими наградами — орденом Ленина, орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 52 (7628) от 22.03.2024 под заголовком «Крейсер в Новой Голландии».
Комментарии