Фестиваль «Покрова на Неве» собрал на своих площадках сотни любителей фольклора из разных регионов

Этот праздник традиционной народной культуры проходил в Петербурге всего во второй раз, но участники концертных программ и зрители встречались друг с другом уже как хорошие знакомые или даже родные (по крайней мере по духу — точно) люди. Наверное, это потому, что многие очень ждали появления здесь чего‑то подобного.

Фестиваль «Покрова на Неве» собрал на своих площадках сотни любителей фольклора из разных регионов | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

И не обманулись в ожиданиях: на сценах Духовно-просветительского центра «Святодуховский» Свято-Троицкой лавры 12 октября и в этнопарке «Усадьба «Богословка» 13‑го звучал поистине уникальный материал, собранный фольклористами по крупицам в родных местах и семейных архивах. Причем звучал одинаково душевно — что в просторном и оборудованном зале лавры, что в декорациях «петербургских Кижей» — музейного комплекса «Богословки», в окружении пышно-золотого Невского лесопарка.

Героями первого дня фестиваля стали участники Карпогорского народного хора под руководством Людмилы Ранцевой, одного из самых самобытных певческих фольклорных коллективов Архангельской области. В его репертуаре более полусотни протяжных, лирических, игровых, хороводных песен, плясок, собранных и записанных в деревнях верховья и среднего течения реки Пинеги, а также фольклорные спектакли. По составу хор женский, но мужчины подставляют дамам плечо, участвуя в играх и танцах. Первое выступление хора-долгожителя состоялось еще в 1953 году на районном смотре-конкурсе самодеятельности. Его исполнительская манера стала основой для создания современной северной хоровой манеры пения.

Из одного из древнейших на Русском Севере городов Великого Устюга приехал в Петербург заслуженный фольклорно-этнографический коллектив «Истоки», который был создан в декабре 1968 года по инициативе Вологодского хорового общества. Участницам «Истоков» удалось сохранить своеобразные распевы народных песен, характерные только для Великоустюгского района. В репертуаре коллектива (сейчас им руководит Светлана Мальцева) также фольклор Кичменгско-Городецкого и Никольского районов, Архангельской и Кировской областей. С традициями Вологодской земли знакомил и фольклорный коллектив «Школа традиционной народной культуры» из Вологды (руководитель — Надежда Зубакина). В его репертуаре — музыкальный и хореографический материал разных районов Вологодчины: заклички, колыбельные, календарно-обрядовые песни, хороводы, плясовые песни, протяжные лирические песни, свадебные причитания, величальные и опевальные песни.

Проникновенными и звонкими песнями встречал гостей и петербургский фольклорный ансамбль «Домострой», который ведет активную собирательскую и научно-исследовательскую работу в районах Русского Севера (руководитель Нина Артеменко).

Народный самодеятельный фольклорно-этнографический театр «Новиця» музея «Малые Корелы» открывал большой концерт первого дня фестиваля. «Новиця» на поморском говоре означает зарождение новой Луны, время роста, изменения, начала чего‑то нового. Визитной карточкой коллектива называют воссоздание целостного образа северной деревни конца ХIХ — начала ХХ века с соблюдением строгой этнографической достоверности во всем — от манеры исполнения песен и жестов до малейших деталей костюма. В репертуаре театра — традиционные северные песни, пляски, хороводы, наигрыши, а также этнографические картинки, семейно-бытовые сцены и обряды календарных праздников. Руководит театром учившаяся когда‑то в Петербурге Виолетта Шевель. В Петербург и «Богословку» малокорельцы привезли актуальную по осеннему времени театрализованную программу «Покровские посиделки» — этнографические картинки на основе песенного фольклора Архангельской области.

Под занавес первого дня II регионального фольклорного фестиваля «Покрова на Неве» состоялся задорный «Частушечный батл» — его уже назвали новой традицией этого праздника фольклора.

И хотя концертные площадки в «Богословке» не назовешь просторными и по‑современному оснащенными (все же это музей крестьянского быта XIX века), здесь любители фольклора и зрители-участники чувствовали себя по‑настоящему на своем месте и на свободе. Во-первых, можно погулять по всей территории Покровского погоста, подняться на деревянную шатровую колокольню с русской звонницей, посетить экспозицию в интерьерах крестьянского дома-двора, а в часовне образца конца XVIII — начала XIX века увидеть образ «Спас Вседержитель» на бересте. Во-вторых, отведать старинного русского медово-пряного горячего сбитня и традиционных карельских калиток с архангельскими подорожниками. Накупить разных симпатичных штук ручной работы на ярмарке народных промыслов, поиграть в увлекательную русскую игру «волчок и кегли»…

Фольклорный клуб «Пригожники» устроил концерт прямо по пути на сцену усадьбы «Богословка», заработав шквал аплодисментов, а коллектив «ПОТЕХИЧАСЪ», специализирующийся на русских народных играх и молодецких забавах, развлекал и занимал детей и взрослых в преддверии основной программы.

И еще были мастер-классы. На втором этаже музея — крестьянского дома собирались самые усидчивые, любители тишины и тщательности. Правда, условия в «светелке» в этот пасмурный день не очень‑то способствовали подобным занятиям.

Например, тончайшей марийской вышивке, которой желающих готова обучать петербурженка Нина Тихонова. Поскольку в музейном зале — крестьянской светелке — в этот пасмурный день довольно темно, Нина предлагает ученицам вместо вышивки заняться плетением макраме — быстрее и современному торопливому человеку понятнее.

При этом она показывает образцы ткани, разложенные на столе, и объясняет смысл каждого узора:

— В марийской вышивке все элементы — это какие‑то знаки. Вот этот узор символизирует дерево жизни, этот — солнце, — поясняет Нина Аркадьевна.

Красные квадраты с замысловатыми линиями внутри здорово смахивают на куар-код.

— Это обереги для дома и семьи, в марийских узорах вообще зашифровано много оберегов на все случаи жизни, — уточняет мастерица. — Здесь вышивка в основном крестиком, а здесь косая стежка. Используется и шов вперед иголкой. Узлов с изнанки не увидишь — все концы мы прячем под узором.

Нина Аркадьевна родилась в Марий Эл, окончила там художественное училище, затем художественно-графический факультет института, так что с декоративно-прикладным искусством, считает, связь у нее давняя. И интерес к вышивке был всегда. Вот только времени и возможностей, чтобы заняться ею всерьез, прежде как‑то не находилось… Осваивать традиционное искусство начала около трех лет назад, уже переехав в Петербург, в областном Доме дружбы. Училась у здешнего мастера и знатока марийской вышивки Юрия Брутова.

— Кстати, у нас в клубе коренных петербуржцев нет, все приезжие. И все увлеклись традиционным вышиванием здесь. Я всю жизнь проработала учителем рисования и черчения, а марийская вышивка — это тебе и рисование, и черчение. Здесь ведь узор не сделаешь по трафарету, а только по счету ниток, — поясняет Тихонова.

Она показывает очень плотные, будто набивные узоры на своем платье — просто идеальный рисунок:

— Здесь канва еще довольно крупная, а раньше домотканая основа была гораздо тоньше. Как на ней люди высчитывали и создавали такую красоту, да еще и при свечах да лучинах, — вообразить трудно. Я вот с большой лупой работаю. Полгода вышивала это платье.

По словам Нины Аркадьевны, в Марий Эл интерес к традиционной вышивке понемногу просыпается. В Йошкар-Оле открываются музеи-магазины, где можно не только полюбоваться или приобрести понравившуюся вещь, но и освоить это мастерство самому.

— Представьте, какая это красота — дышащая домотканая ткань из конопли или льна, отделанная такой вышивкой! — говорит она. — Но пока мы, конечно, надеваем такие наряды только на выступления и фольклорные праздники…

За соседним столом тоже слышатся слова про «древо жизни». Но там не вышивают, а мастерят из красной глины нарядные узорчатые изразцы для печи. Хозяйка этого мастер-класса учит детей и взрослых создавать на квад­ратных глиняных плашках узоры из восьми лепестков — больших и маленьких:

— Есть несколько символов, которые присутствуют во всей старинной керамике, и они прослеживаются до XV – XVI веков в самом разном исполнении. Могут обозначать, например, древо жизни…

Вышивка коми, русская роспись кухонных лопаток, изготовление ангелочков из ткани в декорациях старины и в сопровождении доносящихся с первого этажа музея народных песен — все это еще одна уютная и атмосферная страница фестиваля «Покрова на Неве», прошедшего в Петербурге.

Завершился он 14 октября — в день самого престольного праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Как нетрудно догадаться — праздничной литургией в храме Покрова Пресвятой Богородицы — единственном в мире двадцатипятикупольном деревянном храме, срубленном без единого гвоздя. Кстати, прошлогодний фестиваль «Покрова на Неве» был приурочен к 15‑летию его освящения.

Читайте также:

В городе на Неве начал работу ежегодный Форум малых музеев

Новая драма — новый формат. Прошла режиссёрская лаборатория по китайской драматургии 1920 – 1930‑х годов


#фестиваль #фольклор #Покров на Неве

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (7770) от 14.10.2024 под заголовком «Древо жизни Русского Севера».


Комментарии