Фактор роста

На несколько дней Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств превратился в площадку, где российские и зарубежные специалисты могут обменяться опытом в области развития и поддержки малого и среднего бизнеса в сфере творческих индустрий и культурно-познавательного туризма. Там открылся первый международный форум «Культура как фактор роста», организованный Минкультом РФ.

Фактор роста | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Мероприятие проходит в рамках партнерства «Северное измерение» в области культуры, созданного в Петербурге четыре года назад. В нем принимают участие представители Министерства культуры, Министерства иностранных дел, региональных органов власти, образовательных учреждений, юридических и финансовых организаций, российские и зарубежные эксперты.

Главная задача форума – обсудить различные международные проекты и финансовые инструменты для поддержки сотрудничества в сфере культуры на территории стран «Северного измерения». Помимо России туда входят государства Балтии и Скандинавии. Участники форума знакомятся с результатами наиболее успешных проектов, реализованных в Ленинградской, Вологодской, Калининградской, Новгородской, Псковской областях, республиках Карелия и Коми. А также обсуждают поддержку творческих предпринимателей на государственном и международном уровнях, возможности продвижения и экспорта их услуг и продукции. Кроме того, форум поможет перенять солидный опыт зарубежных партнеров.

– Мы сегодня рассматриваем культуру как фактор роста экономики и социального развития наших регионов и страны в целом, – рассказала заместитель министра культуры РФ Алла Манилова, которая открыла форум. – Еще несколько лет назад на официальных уровнях к культуре относились так: «Да, это вещь важная, но как же ее тяжело тащить, все время в нее вкладывать...». И она у нас была, как старая бабушка-графиня, которой гордишься, но содержать ее очень дорого. Сегодня это отношение меняется. Не зря 2014 год объявлен Годом культуры. Сегодня культура не нагрузка для общества, а фундамент нашего развития, без которого невозможно говорить об успешном завтрашнем дне. Она обладает огромным потенциалом и стратегическим ресурсом развития наших стран.

По словам Аллы Маниловой, в России за последние несколько лет в сфере креативной индустрии и культурно-образовательного туризма сделаны огромные шаги. Хотя для нас это довольно новая тема: системно и на государственном уровне с целенаправленной финансовой поддержкой ею начали заниматься только два года назад.

Пожалуй, самым часто употребляемым словом на открытии форума стало «креативный». Ведь сегодня турист не просто платит деньги за путевку, место в самолете или на круизном лайнере – в первую очередь он покупает впечатления. Поэтому туриндустрия должна прежде всего уметь удивлять.

– Возьмем, к примеру, Петергоф, который принимает наибольшее количество туристов за год в России. Да, это объект культуры, наша история. Но посмотрите, как активно действует руководство музея-заповедника, – отметила заместитель министра культуры. – Здесь не уповают лишь на наше культурное наследие, рассчитывая, что только это будет обеспечивать ежегодный приток туристов в нынешних условиях. Ведь турист очень изменился, стал активным, ему нужно в малый отрезок времени уложить максимальное количество впечатлений. Вот почему каждый год в ГМЗ «Петергоф» открываются новые выставки, новые музеи, новые маршруты. Именно это и приводит к такому успеху.

Сегодня, по мнению участников форума, нужны новые турпродукты и туристические маршруты, в том числе и совместные с другими странами. К примеру, Ленинградская и Новгородская области участвуют в разработке проекта международного культурного туризма в регионе Балтийского моря. Мурманская область активно развивает событийный и этнографический туризм. Архангельская уже договорилась о продлении норвежской паромной линии до Белого моря с заходом в Архангельск и на Соловецкий архипелаг. И это только первые шаги.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (5357) от 09.12.2014.


Комментарии