Эволюция посещения музеев: от живых очередей к электронной регистрации
Прочитал в вашей газете, что в Кунсткамере появилась возможность посетить подвал знаменитой музейной башни, где в годы блокады Ленинграда жили и работали сотрудники музея. Рассчитывая его посетить, я 17.05 2025 г. в 14.47.17 пришел в Кунсткамеру и купил билет № 808962.
ФОТО Полины АКИМОВОЙ
Однако в посещении подвала мне было отказано, так как для этого следовало предварительно зарегистрироваться и приобрести билет по электронной почте, о чем я предупрежден не был. Несолоно хлебавши, я вынужден был от своего намерения отказаться.
Обращаюсь к вам с просьбой: музей и газета должны найти способ исключить ситуации, подобные той, в которой я оказался. Ведь каково будет несолоно хлебавши возвращаться домой гостям Петербурга?
С уважением, Анатолий СЕМЕНОВ
ОТ РЕДАКЦИИ. В письме нашего читателя затронута важная тема, которая еще два-три десятилетия назад выглядела неактуальной. Огромные очереди можно было видеть только в крупнейшие музеи Ленинграда — Петербурга и только в летнее время. Примерно двадцать лет назад в России начался музейный бум, который продолжается до сих пор.
При всех своих положительных качествах — прежде всего они касаются постоянно растущего интереса людей к истории, искусству, технике, желания узнать как можно больше об окружающем мире — этот бум породил множество проблем, связанных с доступностью музеев. Он повлиял как на большие универсальные музеи, так и на скромные учреждения, посвященные одному человеку или даже одному событию.
Выбор у музеев был таким. Или смириться с многочасовыми очередями с непредсказуемым результатом для посетителей: «прождал полдня и все равно не попал», а также дополнительным напряжением в работе экскурсоводов, администраторов, сотрудников службы безопасности. Или ввести предварительную продажу билетов на электронных ресурсах музеев, чаще всего на определенные сеансы, чтобы сделать посещение музеев комфортным для публики и создать нормальные условия для работы музейщиков.
Да, часто посетителям приходится буквально ловить билет в музей. Заранее, иногда задолго, планировать свой визит. Например, в Музей Петербургского метрополитена можно попасть только по предварительной записи в составе небольшой группы. Музей-мастерскую художника Архипа Куинджи можно посетить только по сеансам. Большинство музеев петербургских театров (не путать с Музеем театрального и музыкального искусства) можно посмотреть, только купив билет на спектакль.
Наверное, нелишне будет напомнить, что все музеи живут в современных экономических реалиях и должны зарабатывать на содержание фондов и экспозиций, коммунальные платежи и зарплату сотрудников. Поэтому на выставки или в разные здания одного музея может устанавливаться отдельная плата.
Музеи вправе рассчитывать на понимание посетителей и исходят из того, что те возьмут на себя труд и предварительно ознакомятся с порядком посещения выставок и экспозиций. Кстати, музейные сайты постоянно обновляются и совершенствуются, так что уже знакомство с ними само по себе становится увлекательным занятием.
Читайте также:
Эрмитаж и редакция журнала «Юный искусствовед» представили спецвыпуск журнала «Стражи Эрмитажа»
В музее А. В. Суворова открылась выставка «Победители. В работах фронтовых художников»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (7935) от 26.06.2025 под заголовком «…А в музей билета нет».





Комментарии