Эта память — наша совесть. Почему важно говорить о блокаде Ленинграда

Январь, Ленинград, блокада — эти три слова воедино слились для нас. Страшные фотоснимки заснеженного города зимы ­­1941—1942 годов, мужество и доблесть ударных батальонов, прорвавших 18 января 1943 года вражеское кольцо, салют в честь освобождения города от осады в январе 1944-го… Мы храним в памяти эти события: у многих легли в безымянные могилы на Пискаревке и на Пулковских высотах, на Серафимовском кладбище и в Синявинских болотах родные и близкие.

Эта память —  наша совесть. Почему важно говорить о блокаде Ленинграда | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

«А может, нам о них забыть? — спросил когда‑то непопулярный ныне поэт Юрий Воронов. Спросил риторически и добавил: — Мне ­часто говорят, не надо, / Не надо раны бередить…» И вот в 2022 году некоторые учреждения культуры раны прошлого бередить не будут и 27 января приглашают посмотреть спектакли, совершенно не связанные ни с нашим городом, ни с блокадой: «Тщетная предосторожность» (Михайловский театр), «Сирано де Бержерак» ­(Александринский театр), «Тартюф» (Театр Ленсовета). Особенно удручает молчание Большого драматического театра — 27 января спектакля нет. И это притом что художественный руководитель БДТ позиционирует театр как пространство для эксперимента, пространство для общения с людьми.

И, наоборот, там, где ждешь ­соблюдения традиций, находишь странный и немного обидный эксперимент: в Большом зале Филармонии не прозвучит знаменитая Ленинградская симфония Д. Д. Шостаковича. Безусловно, в афише должны присутствовать и новые произведения, и будет интересно услышать редко исполняемую симфонию Б. И. Тищенко «Хроника блокады». Но чтобы в такой день в таком городе не зазвучала победная Седьмая симфония!.. Правда, ее исполнили ­17 января. А почему не 18‑го, в День прорыва блокады?

Стоит ли тогда поражаться тому, что современные школьники идут среди могил Пискаревского мемориала в наушниках под иную, чуждую дню, музыку. Это неправильно. 27 января — не 9 Мая, когда, пусть и со слезами на глазах, но праздник. Ведь в январе 1944 года оставалось еще 468 дней до нашей общей Победы. Еще много верст предстояло прошагать нашим бойцам до Варшавы, Берлина, Праги, чтобы принести мир всему миру. Десяткам тысяч из них не пришлось вернуться в родные стены, десятки тысяч вернулись калеками. И сколько еще усилий предстояло приложить, чтобы Ленинград вновь засиял своей неповторимой красотой!

Давайте помнить о них всех, живых и мертвых. Помнить строго и искренне. «Ведь эта память — наша совесть / Она, как вера, нам нужна».

#блокада Ленинграда #история #Великая Отечественная война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 13 (7096) от 26.01.2022 под заголовком «Эта память — наша совесть».


Комментарии