Если нахмурится «Лада». На «Адмиралтейских верфях» спустили на воду новую подлодку

Вчера на «Адмиралтейских верфях» был большой праздник: на воду спускали новенькую дизель-электрическую подводную лодку «Кронштадт» проекта 677 «Лада» — вторую после головного «Санкт-Петербурга» и первую по-настоящему серийную.

Если нахмурится «Лада». На «Адмиралтейских верфях» спустили на воду новую подлодку | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Перерыв между первой и второй лодками серии вышел немаленький: «Кронштадт» заложили в июле 2005-го, а в 2009-м строительство было приостановлено по решению Минобороны РФ «до передачи в опытную эксплуатацию головного заказа серии — подлодки «Санкт-Петербург». Это случилось в 2010 году, контракт на достройку «Кронштадта» подписали летом 2013-го. И вот спустя пять лет долгожданный спуск...

Церемонию, по сложившейся традиции, открыли очаровательные барабанщицы, за ними грянул марш военный оркестр, многочисленные гости из числа ветеранов, рабочих, подводников, курсантов, кадетов и даже юнармейцев выслушали приветственные речи, батюшка провел короткий молебен, освятив судно и подарив экипажу икону Святителя Николая, покровителя моряков. Право разбить бутылку шампанского о борт лодки доверили назначенной «крестной матери» — главе муниципального образования Кронштадт заслуженному учителю России Наталье Чашиной.

Сам же момент спуска оказался тихим и невыразительным: чернобрюхий «Кронштадт» двинулся по направлению к сухому доку так медленно и бесшумно, что казалось, он стоит на месте. Путь до дока и погружение в воду заняли у него несколько часов...

Субмарина четвертого поколения принципиально отличается от прежних. «Лада» — маленькая (длина — уже не 74, а 66,8 м, ширина — не 10 метров, а 7,1), поверхность отражения у нее практически вдвое меньше, чем у лодок-предшественниц, водоизмещение — почти в 1,3 раза меньше. Важно, что такие подлодки могут эксплуатироваться на меньших глубинах. Скорость полного подводного хода увеличена с 19 до 21 узла. Предельная глубина погружения — 300 метров, дальность плавания в подводном положении со скоростью 3 узла — 650 миль. Численность экипажа уменьшена с 52 до 36 человек, автономность та же — до 45 суток.

Пауза в строительстве пошла на пользу новой лодке: проект откорректировали с учетом того, что показали испытания «Санкт-Петербурга» на Северном флоте.

— По всем техническим параметрам «Кронштадт» превосходит предыдущие корабли, — сказал генеральный директор предприятия-разработчика АО «ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит. — К тому же мы учли все необходимые доработки, которые надо было сделать на головном судне. «Кронштадт» получил большую часть серийного оборудования, которое прошло все испытания и соответствует заявленным характеристикам.

Собственно говоря, и сам головной «Санкт-Петербург» уже немало впечатлил моряков своими возможностями. Испытания показали: лодка серии «Лада» в несколько раз менее шумная, чем представители легендарной серии «Варшавянка», которую западные военные за бесшумность прозвали «Черной дырой».

В испытаниях головного корабля на Балтике и на полигонах Северного флота «Санкт-Петербург» продемонстрировал отменные качества «охотника». В тренировочных дуэльных ситуациях с надводными кораблями и субмаринами он неизменно первым находил «противника», занимал выгодное для атаки положение и, не обнаруженный, «открывал огонь». Был эпизод, когда «Лада» единственная издалека заметила натовскую подводную лодку, которая решила понаблюдать за учебно-испытательной «баталией» русских.

— В море «Ладу» никто не видит, в том числе и наши подводные лодки предыдущего поколения, — пояснял ранее генеральный конструктор обоих проектов Юрий Кормилицин. — По сравнению с «Варшавянкой» на «Ладе» установлена в несколько раз более мощная гидроакустика, какой пока ни у кого больше в мире нет (ГАК «Лира»). Она видит «Варшавянку» за несколько километров, а другие корабли с атомной силовой установкой, в том числе иностранные, — за десятки километров.

Новой лодке предстоят морские испытания — сначала швартовные с использованием всех систем и средств, затем с выходом в море. В следующем году корабль будет сдан заказчику — ВМФ России.

А корабелы продолжат работу над следующем заказом — дизель-электрической подводной лодкой серии 677 «Великие Луки», заложенной в 2015 году. Ее черед покинуть стапели «Адмиралтейских верфей» придет в 2021-м.

В будущем году заказчик планирует подписать с предприятием контракты на строительство четвертой и пятой подводных лодок серии «Лада».

#море #подлодка #верфи

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (6274) от 21.09.2018 под заголовком «Если нахмурится «Лада»».


Комментарии