Если кто не знает брода...

Лето в Петербург все-таки пришло, и у водных спасателей началась горячая пора. Как они готовы к операциям по оказанию помощи утопающим, работники службы продемонстрировали на берегу Финского залива – на пляже «Золотой» Зеленогорска.

Если кто не знает брода... | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

– В этом году в Петербурге на воде погибли 13 человек, это гораздо меньше, чем в 2014-м, когда за такой же период утонули 43 человека, – сообщил начальник поисково-спасательного отряда на акватории Финского залива Борис Самсоненко. – Но удовлетворяться этим нельзя. Во-первых, холодная погода помогла – людям было не до купания, но сейчас уже наступили по-настоящему теплые дни, во-вторых, мы всегда должны быть в боевой готовности...

Начальник отряда как в воду глядел: в тот же день число утонувших выросло. В 19.20 на телефон 01 поступило тревожное сообщение из парка Городов-героев, что в Московском районе Петербурга. В 19.30 водолазы опустились в пруд и через 10 минут обнаружили тело погибшего 12-летнего мальчика.

Как сетуют спасатели, проблема в том, что у каждого городского пруда, как и на каждом километре Финского залива (протяженность его береговой полосы только в черте города составляет 145 километров) спасательный пост не поставишь. Сегодня в северной столице действует 20 спасательных станций, все они находятся в ведении города, их работу организует комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности. Большая их часть, 11 станций, располагается на заливе, остальные на реках, каналах и озерах, что в черте города, – у Петропавловской крепости, на реке Ижора в Колпинском районе, на Суздальских озерах. На территории Петербурга 25 официальных пляжей, все они под присмотром работников поисково-спасательных служб. Даже притом что по санитарно-эпидемическим нормам ни один пляж для купания не рекомендован.

А вот на прудах и других необорудованных и неразрешенных для купания местах профессиональных спасателей нет. В прошлом году пытались активизировать для несения дежурств добровольцев из общественных организаций, но большого развития эта инициатива не получила. Так что народ по-прежнему лезет в воду на свой страх и риск без всякого присмотра со стороны, и не всегда это заканчивается благополучно.

Спасательные станции расположены, что естественно, на самых многолюдных участках береговой линии. В Курортном районе их шесть, на станции под номером один, что оборудована на пляже «Золотой», и были продемонстрированы действия спасателей.

Взлетела красная ракета – и учения начались. Вводная: в 200 метрах от берега терпит бедствие рыбацкая лодка. Спасатели на кайманах – мотолодках с жестким корпусом и надувными бортами – направляются к месту происшествия. Уже через десяток минут «рыбак» с его утлым суденышком оказывается на берегу. Надувная резиновая лодка китайского производства дала течь, и человека пришлось вытаскивать из воды.

– Под вечер только в этом месте Финского залива – у Репина, Зеленогорска – собирается до двухсот лодок, некоторые из них похожи на эту стоимостью 4 – 5 тысяч рублей, – рассказывает Олег Демчук, начальник еще одной спасательной станции, расположенной в Репине. – Народ выходит на ловлю судака, но не всегда соизмеряет свои действия с реальной обстановкой в заливе. Не так давно вытаскивали из моря двух немолодых рыбаков. Лодка перевернулась, и они пробыли в воде минут 40, держась за борта, к счастью, кто-то их заметил и подал нам сигнал. Еще бы часик, они совсем бы окоченели и потеряли силы. А так после чая и 100 граммов, которыми мы их обогрели, они даже хорохорились. От госпитализации на «скорой помощи», которую мы вызвали, отказались, так что все для них закончилось хорошо...

Но так бывает далеко не всегда. Два других рыбака в июне погибли близ санатория «Детские дюны»: вышли в море в довольно сильный шторм, и лодку перевернуло волной. Вовремя спасателям о происшествии никто не сообщил. Побережье Курортного района составляет 34 километра, из них более-менее оборудованы под пляжные зоны 5 км, остальная береговая линия не чистится и мало контролируется.

А потому многие получают травмы на берегу или заходя в море – от порезов до переломов ног. Первая помощь такому «пострадавшему» и его эвакуация стали другим пунктом программы. На квадроцикле, который может развивать скорость до 120 км/час, что называется, с ветерком домчались до места происшествия.

– Закрытый перелом, – поставил после осмотра диагноз боец-спасатель.

«Раненого» уложили на носилки и доставили к станции, наложили шины. Через несколько минут прибыла машина «скорой помощи».

– Все сделали правильно, – констатировали врачи.

За июнь-июль этого года на водах Финского залива и в черте города спасены 33 человека, оказана спасателями медицинская помощь 273 пострадавшим.

Учения у спасателей проводятся часто, периодически они направляются на повышение квалификации, так что профессиональный уровень поддерживается на высоком уровне.

Действия по оказанию первой помощи вытащенному из воды участники учений продемонстрировали на манекене.

Два спасателя-тезки, обоих зовут Женя, положили манекен на берегу. Подсунули валик под ноги, по правилам, они должны быть выше туловища.

– Теперь очистите полость рта, – стала подсказывать медсестра, которая работает в штате спасательной станции.

– Тогда иди и делай сама, – обиделся один из Жень.

Действительно, ребята все отлично знали сами. Согнули туловище манекена – так освобождают легкие от попавшей в них воды, потом приступили к искусственной вентиляции легких и закрытому массажу сердца.

– Два вдоха в рот, – поясняет свои действия спасатель, накладывая марлевую полоску на губы манекена. – Затем 30 компрессионных нажатий на грудь. Такой массаж делается или до появления пульса, или до прибытия врачей «Скорой помощи». Хоть два часа. Устанавливать факт смерти мы сами не имеем права.

В заключение ребята показали, как они ловко – на дальность и точность – бросают тонущим спасательный круг и «конец Александрова». Это спасательное средство придумал еще в 1914 году матрос-спасатель Российского флота. На веревке (на флоте это «конец»), как на леске удочки, привязаны поплавки и грузило. Поплавки, чтобы поймавший «конец» человек мог держаться за него и не утонуть, а груз, чтобы веревка хорошо летела на большое расстояние. Вот уже более века «конец Александрова» служит спасателям и выручил тысячи человек. Причем за это время его конструкция практически не изменилась. Только свинцовое грузило заменили мешочком с песком, а то, если свинцовая бляха попадет в голову, может случиться, что и спасать никого уже не понадобится.

...Учения закончились, у спасателей начались служебные будни. Итоги купального сезона в Петербурге подведут осенью.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 146 (5519) от 11.08.2015.


Комментарии