Электрички включают в меню. Петербург стал ближе к созданию наземного метро

Как мы уже сообщали, депутаты Законодательного собрания Петербурга в окончательном, третьем, чтении приняли закон, наделяющий городское правительство правом устанавливать фиксированный тариф на проезд в электричках. Город сделал первый решительный шаг к их интеграции в систему городского общественного транспорта и включению их услуг в городское тарифное меню. И это важный шаг к созданию так называемого наземного метро.

Электрички включают в меню. Петербург стал ближе к созданию наземного метро | ФОТО Полины АКИМОВОЙ

ФОТО Полины АКИМОВОЙ

В чем смысл фиксированного тарифа? В будущем он позволит пассажирам электропоездов при поездках между железнодорожными вокзалами и станциями внутри административных границ города оплачивать единым проездным весь маршрут, а не каждую пересадку в отдельности. А в эти границы, как мы знаем, входят Зеленогорск, Сестрорецк, Павловск, Пушкин, Петергоф, Ломоносов, куда мы ездим на электричках…

Для того чтобы у исполнительной власти Северной столицы появились полномочия устанавливать тариф железнодорожникам-федералам, финансово поддерживая регулярные перевозки пассажиров в пригородном сообщении по этому тарифу (так же, как строятся отношения с другими перевозчиками), и потребовался региональный закон «О внесении изменения в закон Санкт-Петербурга «О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере железнодорожного транспорта на территории Санкт-Петербурга».

До сих пор тарифы на электричках были комбинированными: поездка в пределах 20‑километровой зоны шла по одной цене, а дальше — за доплату. В этом году первые 20 кило­метров в пригородных поездах категории «Стандарт» стоят 48,6 руб­ля, на «Ласточках» — «Финистах» — 58,0 рубля, а далее за каждый последующий километр пассажир доплачивает по 2,43 или 2,90 руб­ля в зависимости от категории.

Сколько же будет стоить единый фиксированный разовый билет в городской электричке? И каких субсидий из бюджета Петербурга он потребует?

Предварительные расчеты стоимости проезда приведены в финансово-экономическом обосновании к проекту закона, причем в двух вариантах. Первый тариф — равный нынешней стоимости проезда в мет­ро по единому проездному билету (60 рублей). В этом случае железнодорожникам в 2026 году придется компенсировать недополученные доходы из городской казны в размере 794 млн рублей. Второй вариант возможного фиксированного тарифа (который почему‑то кажется более вероятным) — 69 рублей. С ним работа пригородной компании в городе будет безубыточной и субсидия СЗППК не потребуется вовсе.

Стоимость проездных на городских электричках, как и в наземном маршрутном транспорте общего пользования, и в метрополитене, будет устанавливать комитет по тарифам.

Фиксированный тариф для элект­ричек называют необходимым условием перехода к единому тарифному меню с городским транспортом и, соответственно, к распределению выручки между перевозчиками, включая и СЗППК. По мнению депутатов, этот тариф на городском транспорте станет востребованным, поскольку даст возможность жителям экономить при использовании разных видов транспорта, оплачивая единым проездным билетом весь маршрут, а не пересадки с одного вида транспорта на другой (речь в том числе и о будущих краткосрочных пересадочных проездных по типу нынешних «90 минут»). Дополнительным плюсом станет удобная система валидации и способов пополнения транспортных карт.

«Введение фиксированного тарифа внесет значительный вклад в развитие городской транспортной системы Петербурга путем интеграции в нее пригородного пассажирского железнодорожного транспорта, тем самым повысив транспортную мобильность жителей отдаленных от центра города районов, а также качество пассажирских перевозок, снизив предельную загруженность транспорта общего пользования за счет перераспределения части пассажиропотока на железнодорожный транспорт, — говорится в пояснительной записке к проекту закона. — Также внедрение фиксированного тарифа позволит продолжить работу по созданию единого скоростного рельсового каркаса Петербурга, в который войдут системы метрополитена и пригородных агломерационных перевозок. В соответствии с перспективным проектом, планируется создать в городе наземное метро — транспортную сеть городских электричек, благодаря которым можно будет перевозить около 180 млн пассажиров в год».

Автор записки — председатель постоянной комиссии Законодательного собрания по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Алексей Цивилев — также ссылается на успешный опыт интеграции железнодорожного транспорта в городскую транспортную систему и внедрения фиксированного тарифа в российской столице, масштабной модернизации Московского (Центрального) железнодорожного узла с запус­ком Московского центрального кольца и Московских центральных диаметров. При проезде в границах Москвы выручка между перевозчиками распределяется в равной пропорции, а при межсубъектных перевозках — в зависимости от станции входа/выхода в Московской области. Вероятно, что такую же архитектуру распределения выручки примут и в Петербурге.

Читайте также:

Бюджет Петербурга увеличен на 18 млрд: депутаты утвердили осенние поправки и закон о местном самоуправлении

Юбилейный рейс. Электричка ЭД4М-0381 «Ладога» прибыла из Петрокрепости в Петербург на Финляндский вокзал


#транспорт #электрички #тариф

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (8035) от 14.11.2025 под заголовком «Электрички включают в меню».


Комментарии