Электрички по диаметрам: у станции метро «Волковская» для них строят терминал

Идея диаметров в Петербурге перекочевала от автомагистралей на железнодорожные пути для электропоездов. У городских автомобилистов есть Западный скоростной диаметр, теперь строят широтную магистраль скоростного движения, раньше этот проект фигурировал под названием Восточный диаметр. В ближайшие годы два диаметра должны появиться и для электропоездов. Оба они сойдутся в транспортно-пересадочном узле (ТПУ) у станции метро «Волковская».

Электрички по диаметрам: у станции метро «Волковская» для них строят терминал | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

О проекте городской электрички, или наземного метро, говорили на прошедшем недавно в Петербурге железнодорожном салоне «Pro//Движение. Экспо». Идея, конечно, не нова, ее обсуждают не менее десятка лет. Похоже, пришло время начинать ее реализовывать. Первым шагом может стать включение поездок на электричках в черте Северной столицы в единый проездной билет на месяц в общественном транспорте, о чем уже заявили в Смольном.

— Это мощнейшая точка роста города, — отметил председатель комитета по транспорту Валентин Енокаев. — Есть в десяти приоритетах Петербурга соответствующий мегапроект — наземное метро. Единый билет — элемент этого проекта.

Интеграция железнодорожной инфраструктуры в систему городского транспорта в последние годы нарастает. Запуск тактового движения на пригородных направлениях — тоже часть создания скоростных городских маршрутов, так называемого наземного метро.

На форуме напомнили о двух диаметрах, по которым могла бы ходить городская электричка: Д-1 Ораниенбаум — Белоостров, Д-2 Гатчина — Токсово. Это давнишний проект, который постоянно упоминается в концептуальных документах РЖД и администрации города.

— Значение электричек в городской и пригородной среде оценивалось по-разному. В свое время существовал проект замены приморской Белоостровской железнодорожной ветки скоростным трамваем. Обосновывалось это тем, что железнодорожные пути требуют отчуждения части территории, которую можно было бы использовать с выгодой. К счастью, от этого проекта отказались. Трамвай не смог бы заменить электрички по объему пассажирских перевозок на таком востребованном направлении. Усиление значения электропоездов в городских и пригородных перевозках — правильная тенденция. Кстати, вывод Варшавского вокзала и подходящих к нему железнодорожных путей из транспортного сообщения считаю большой ошибкой, сделанной в перестроечные 1990‑е годы, — отметил эксперт редакции по транспортным вопросам профессор Виталий Зенцов.

Возвращаясь к диаметрам и их трассировкам, отметим, что у них есть две точки притяжения. К первому из них стали пристраивать петлю для захода в аэропорт: Лигово — Пулково — Шоссейная. Позднее и второй диаметр тоже стали выводить, чтобы он заглядывал в воздушную гавань. Впрочем, как известно, существуют планы по пробивке к аэропорту и конгрессно-выставочному центру «Экспофорум» линии метро. Если они ­будут реализованы, то в трассировку электричек вставлять специальные петли, захватывающие «Пулково», особой необходимости нет. Хотя все это следует просчитывать в соответствии с перспективным пассажиропотоком в аэропорт, а его рост оценивается рядом экспертов в разы.

Волковская3_Г.jpg
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА


Вторая точка притяжения обоих диаметров для электричек — хаб (по‑русски — транспорт­но-пересадочный узел) у станции подземки «Волковская», включающий непосредственно метро, наземный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, проходящую поблизости широтную магистраль скоростного движения (ШМСД) и крупный новый терминал для электропоездов. Отметим: ТПУ «Волковская» уже строится, причем довольно активно. Здесь сегодня высятся штабели демонтированных плетей старых железнодорожных путей, а также горы завезенного щебня.

— Работы по реконструкции железнодорожных путей мы начали в конце 2024 года. Ведутся они в рамках создания крупного транспортно-пересадочного узла: переустройства ныне грузовой железнодорожной платформы «Волковская» в пассажирскую и строительства нового терминала для приема поездов пригородного сообщения. Сюда же будет подключена ШМСД. По предварительным планам, все эти работы должны быть завершены в 2028 году, — рассказали нашей газете в генподрядной организации.

Срок завершения работ определен не случайно. Между столицами строится высокоскоростная железнодорожная магистраль, запуск движения по ней намечен в 2028 году. По некоторым планам ожидается, что в связи с вводом ВСЖМ электрички до Московского вокзала доходить не будут, для их приема построят трех­этажный терминал у станции мет­ро «Волковская».

Волковская2_Г.jpg
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА


Новый транспортный узел будет предназначен для обслуживания пригородных поездов Московского направления.

Кстати, развитие проекта городской электрички впрямую связано с реконструкцией транспортно-пересадочных узлов и их новым строительством, что сегодня наглядно видно на примере будущего ТПУ «Волковская». Он входит в первую группу А наиболее важных ТПУ, связанных с вокзалами и линиями мет­ро: Ладожский, Финляндский, Балтийский и Витебский, а также ж/д станция Удельная и метро при ней.

Вторая категория ТПУ B: «Старая Деревня», «Рыбацкое», «Электросила», «Девяткино», «Купчино», «Лесная» и «Броневая». Сюда же входят на днях запущенная железнодорожная станция Новая Лахта, ТПУ у которой еще будет развиваться, и платформа «Аэропорт». Третья категория — С, в которую входят ТПУ наземного транспорта. Среди них платформа «19‑й км» (или «Пулковские высоты»), «Пискаревка», «Сосновая Поляна», «Ленинский проспект», «Турку», «Суздальская», «29‑й км», «Черная Речка», «Ораниенбаум», а также «Сертолово».

— ТПУ — очень полезная форма транспортного обслуживания. Человек удобно и с комфортом может пересесть с одного вида транспорта на другой. Мы годами говорим о том, что городская система ТПУ должна быть выстроена. И введение универсального проездного билета на все виды общественного транспорта вполне рационально. Хотя, конечно, все это должно просчитываться. Развитие проекта городской элект­рички особенно востребовано на направлениях, связанных с пригородным сообщением. Хотя в плотном теле города железнодорожные пассажирские перевозки тоже играют важную роль, особенно если они связаны со станциями метрополитена, как бы продолжая их, — подчерк­нул профессор Зенцов.

Запуск железнодорожных диа­мет­ров для электропоездов в концепции развития городского транспорта намечен на 2030 год. Но это условный срок, прежде всего необходимо решить вопрос выноса грузового движения из города, в том числе на железнодорожных линиях. Без этого, как отмечают в городской администрации, концепция не сработает.

Читайте также: 

По свежему асфальту. На Благовещенском мосту стартовал второй этап ремонта

Мосты связали лентой. В Петербурге обновили дорожное полотно на семи транспортных объектах


#электрички #терминал #метро

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (7989) от 10.09.2025 под заголовком «Электрички по диаметрам».


Комментарии