Эковолонтёры Петербурга и Ленобласти помогают ликвидировать последствия катастрофы в Керченском проливе
Эковолонтеры Петербурга и Ленобласти принимают активное участие в работах по ликвидации последствий экологической катастрофы в Керченском проливе, произошедшей в декабре прошлого года. Уже в первых числах февраля к очистке береговой линии присоединилась пилотная группа из 17 добровольцев, организованная Ленинградским областным отделением Всероссийского общества охраны природы. А позавчера в Тамань отправилась делегация от петербургского комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Тридцать добровольцев из Северной столицы будут работать в зоне бедствия до 4 марта. Этот заезд не последний. Работа, которую выполняют там волонтеры, тяжелая, люди быстро устают, поэтому очень важно, чтобы была их заменяемость.

ФОТО Pierre Goiffon on Unsplash
В загрязненной зоне Керченского пролива работы ведутся по всем направлениям — и на море, и на суше. Однако сейчас важно как можно скорее очистить прибрежную территорию (если вовремя не убирать мазут с берега, его вновь уносит в море). На этом этапе одну из ключевых ролей играет не техника, которая не везде может пройти, а именно ювелирная ручная работа. Поэтому на сегодняшний день на загрязненной территории трудятся около десяти тысяч добровольцев со всей страны.
Волонтерская делегация из Ленинградской области работала со 2 по 12 февраля в оперативном штабе по ликвидации ЧС «Дельфин» в поселке Волна Темрюкского района. Организаторы выбрали это место не случайно. Там не так много волонтеров, как в Анапе, а помощи требуется не меньше.
Добровольцы очищают береговую линию, которая состоит из песчаных и каменистых пляжей. По словам ребят, с камнями работать сложнее, чем с песком, потому что в большинстве случаев приходится поднимать огромные валуны, очищать их специальными сетками и убирать мазут, который под них просочился. При минусовой температуре это вещество находится в твердой фракции и собирать его легче, да и запаха от него практически не чувствуется. Но стоит пригреть солнцу, мазут тает и стекает в песок, запах усиливается (чем выше температура его прогрева продуктов переработки нефти, тем выше их испаряемость).
«Важно очистить как можно больше территории, пока не придет тепло, — переживает заместитель председателя Ленинградского областного отделения Всероссийского общества охраны природы Наталья Калягина. — Но работы очень много. За неделю нам удалось очистить около 100 метров песчаного пляжа и всего 20 метров каменистого. Туда, где мы были, техника практически не добирается, поэтому работали вручную, даже лопаты там использовать невозможно».
«В итоге совместно с представителями других регионов собрали 6,5 тыс. мешков с мазутом, загрязненными камнями и песком (в день более тысячи мешков, каждый из которых весил около 30 – 35 кг», — добавляет Наталья Калягина.
Эти мешки вывозят на специализированный полигон, организованный в Анапе. Там материал сортируют на то, что подлежит окончательной утилизации, и то, что можно переработать. Очищенный от мазута песок вернется в акваторию. Кроме того, чтобы ускорить процесс очистки берега и минимизировать ручной труд, на каменистых пляжах пробуют использовать сорбенты.
В штабе «Дельфин» с учетом текучки волонтеров работают от 15 до 30 – 50 человек в день. Основные работы ведутся с десяти утра до пяти вечера, потому что после этого уже темнеет. После наступления сумерек волонтеры ищут птиц.
«За время работы мы нашли девять живых пернатых. Оказывали им первую помощь и отправляли в реабилитационный центр в Анапу. Сколько из них выживут, мы не знаем, — рассказывает Наталья Анатольевна. — К сожалению, мертвых птиц оказалось больше».
Добровольцам в зоне бедствия рады все. Местные жители помогают с транспортом и бытовыми вопросами. В один из дней, когда начался сильный шторм и работать на пляже было невозможно, для ленинградцев была организована экскурсия в Тамань.

Да и сам штаб на 90 % функционирует за счет средств местных предпринимателей и неравнодушных людей. Для волонтеров организовано трехразовое питание. Предоставляются средства защиты (перчатки, комбинезоны, респираторы, резиновые сапоги, одежда).
«Стоит иметь в виду, что ту одежду и обувь, в которой приходится работать на берегу, потом использовать в обычной жизни будет невозможно», — предупреждает Наталья Калягина.
Организаторы выезда подчеркивают, что в ряды волонтеров набирают людей от 18 лет, подразумевая, что это ответственные граждане, которые понимают, куда и зачем они едут, и сами несут ответственность за свое здоровье. В идеале каждый волонтер должен взять с собой необходимые личные медикаменты как для постоянного, так и для разового использования.
«Никаких справок о состоянии здоровья добровольцев никто не собирает, — уточняет Наталья Анатольевна. — Тем не менее в штабе есть аптечка и врач. Ребята каждое рабочее утро проходят инструктаж по технике безопасности. Их предупреждают: тот, кто вдруг почувствует себя плохо, должен незамедлительно обратиться к координатору рабочей группы, который отправит его в штаб. В нашей группе ни у кого проблем со здоровьем не было».
Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Петербурга, отправляя добровольцев в зону бедствия, предоставляет им транспорт. В состав группы включены профессиональные спасатели — специалисты подведомственного комитету казенного государственного учреждения «Пиларн», которое обслуживает акваторию нашего города. Кроме основной работы они будут взаимодействовать с коллегами из Анапы и других регионов, работающих в зоне бедствия.
«Это очень ценные наблюдения и опыт, поскольку в месте катастрофы сейчас происходит концентрация технологий по ликвидации нефтеразлива, которые потом можно будет применить в нашем регионе, — делится заместитель председателя петербургского комитета по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности Михаил Страхов. — Но все‑таки главный урок, которые уже вынесен в ходе работ, — предотвращать подобные экологические катастрофы намного проще, чем ликвидировать. Мы поняли, в каком направлении необходимо проводить модернизацию нашего специализированного природоохранного флота. Кроме того, убедились в том, что не зря воспитываем эковолонтеров, которые в сложившейся ситуации оказались незаменимы».
Напомним, городской комитет по природопользованию в тандеме с ГКУ «Пиларн» еще с 2009 года, заключив ряд соглашений с высшими учебными заведениями города, реализует уникальную трехступенчатую программу по подготовке эковолонтеров, специализирующихся на ликвидации разливов нефтепродуктов. В ее рамках уже успешно обучились порядка 1100 добровольцев. И эта работа продолжается.
«Первая ступень программы теоретическая, — поясняет Михаил Страхов. — Студентам читают лекции о порядке проведения аварийных работ при ликвидации разливов нефтепродуктов, как их предотвращать. На втором этапе будущие волонтеры проходят практическую подготовку на базе нашей экологической аварийной службы. Профессионалы, занимающиеся ликвидацией нефтеразливов в акватории Петербурга, не только рассказывают, но и демонстрируют студентам основные силы и средства, позволяющие оперативно локализовать нефтяное пятно и собрать нефтепродукты в акватории, — реальную нефтесборочную технику, специализированные суда. Третий этап — непосредственные учения на побережье Финского залива, где проводится тренировка ликвидации модельного нефтеразлива».
На сегодняшний день недостатка в добровольцах, готовых поехать в Анапу, нет. Поскольку условия организации позволяют отправлять группы с ограниченным количеством волонтеров, из претендентов выстраиваются очереди. Больше всего среди желающих присоединиться к добровольцам девушек. Но работа в зоне бедствия достаточно тяжелая, поэтому в первую очередь требуется помощь парней.
Читайте также:
Во Всеволожском районе Ленобласти пресечены случаи незаконного сжигания отходов
В Койрове изъят бульдозер, загрязнявший окружающую среду в Ломоносовском районе
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 33 (7855) от 25.02.2025 под заголовком «Добровольная волна спасения».
Комментарии