В Эрмитаже можно узнать, «Кто придумал букву «Э»?»

В фойе Эрмитажного театра открылась необычная выставка - «Кто придумал букву «Э»?» Она посвящена дизайнеру и художнику Аскольду Кузьминскому (1938 - 2005), который 25 лет назад создал логотип и новый фирменный стиль Эрмитажа.

В Эрмитаже можно узнать, «Кто придумал букву «Э»?» | А. Кузьминский. Шуточные логотипы Эрмитажа. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

А. Кузьминский. Шуточные логотипы Эрмитажа. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Кузьминский родился в Вологодской области, в 20 лет приехал в Ленинград, получил среднее художественное образование в педагогическом училище, много лет работал в ленинградском филиале ВНИИТЭ (Институт технической эстетики). Еще в начале 1960-х годов он попал в круг эрмитажной интеллигенции, бывал у Анны Ахматовой в Комарове. Именно оттуда тянется нить к эрмитажному логотипу, к той самой букве «Э».

А в 1992 году Кузьминский создал новый логотип Петербургского метрополитена. Он используется и сейчас, поэтому хотя бы с одним произведением дизайнера знакомы все петербуржцы. В портфолио мастера - логотип Елисеевского магазина, диплом Почетного гражданина Петербурга. Кузьминский работал художником книги, создав иллюстрации и дизайн для двухтомника рассказов Эдгара По, книг «Беседы с Петром Великим» Даниила Гранина, «Володин. Первые воспоминания», «Театр Резо Габриадзе».

На выставке показаны как сами издания, так и несколько эскизов сюрреалистических иллюстраций к рассказам По, рисунок тушью «Будка. Дача А. Ахматовой в Комарове», двойной портрет Бориса Докторова и автопортрет, созданный с помощью втирания в лист ватмана краски с копировальной бумаги.

Основная часть выставки - многочисленные эскизы к логотипу Эрмитажа. Кузьминский конструирует букву «Э», используя человеческое ухо, решетку ворот Зимнего дворца, птичье перо... Замечательны шуточные логотипы отделов и подразделений Эрмитажа. Столовая - гнутый дугой скелет селедки с воткнутой в него вилкой, хозчасть - «Э» с гвоздем, ведром и шваброй, отдел главного архитектора - «Э», сколоченная из досок от овощной тары.

На вернисаже Михаил Пиотровский говорил о том, что логотип Кузьминского выдержал проверку временем. Это не просто красивая картинка - свидетельство вкуса человека и его умения художника-графика. Логотип показывает Эрмитаж как хранителя традиций, которые он несет новым поколениям.

#Эрмитаж #выставка #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 030 (6383) от 19.02.2019 под заголовком «Э-э-э, да вы - мастер!».


Комментарии