Дядя Степа не прошел в памятники

Эмоциональным и не очень праздничным выдалось предновогоднее заседание художественной секции Градостроительного совета Петербурга. Причиной стал проект памятника «Дяде Степе».

Дядя Степа не прошел в памятники | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Ветеранские организации сотрудников МВД давно добиваются установки в Петербурге памятника главному советскому милиционеру. Весной 2014 года Общественная палата Петербурга одобрила идею. Еще несколько месяцев потребовалось на поиск места установки и авторов, которые возьмутся за памятник персонажу знаменитого в свое время стихотворения Сергея Михалкова.

По месту у членов худсекции не было возражений, это небольшой сквер перед входом в центр детского технического творчества «Охта» на улице Панфилова, 23. В этом центре работает в том числе и секция по основам дорожного движения, школьников готовят к занятиям на получение водительских прав.

Но работа скульпторов Николая Иванова и Вадима Сазонова (на снимке) вызвала бурные протесты обычно сдержанных мастеров скульптурного цеха. Они в один голос заявили, что фигура (были представлены модели в камне и бронзе) в милицейской форме 1950-х годов, даром что ростом 3,6 метра, напоминает настольный сувенир, оловянного солдатика, но никак не народного героя, который должен быть веселым и оптимистичным.

Два года назад Иванов и Сазонов показывали худсекции свой памятник «Сестры» для Сестрорецка. Он был установлен, несмотря на протесты экспертов. Сейчас та история стала дополнительным негативным фоном.

Инициаторам установки памятника «Дяде Степе» было предложено два варианта продолжения работы. Первый – объявить конкурс, посмотреть разных авторов, разные идеи. А если они убеждены, что памятник должны создавать именно Иванов и Сазонов, то авторам следует начинать с карандашных эскизов, с прояснения авторской идеи, о чем этот памятник. Худсекция готова посмотреть эти эскизы, что-то посоветовать.

В кулуарах один из членов секции сообщил нам, что, скорее всего, авторы находятся под сильнейшим прессом заказчика, который требует от них проиллюстрировать детское стихотворение Михалкова. Оно довольно длинное, там рассказана вся биография Степы – «москвича с заставы Ильича», потом – военного моряка, защищавшего Ленинград, наконец, милиционера. Получается литература, а не скульптура. Именно из-за разницы этих видов творческой деятельности создание памятника литературному герою – вещь трудная, удачных примеров почти нет.

Безрезультатным было и третье рассмотрение эскизов мемориальной доски адмиралу Колчаку на доме по Большой Зелениной ул., 3. Один из авторов – архитектор Нестор Энгельке предложил с десяток новых вариантов доски и мест ее установки. От простенка между окнами первого этажа, попадающего под большую вывеску магазина, до экзотического варианта «украшения» эркера на входной дверью – когда текстовая часть расположена в самом низу под окном, а барельеф Колчака тремя этажами выше, над самой крышей эркера. Худсекция последовательно отклонила все варианты и отправила авторов думать дальше, хотя похоже, что все возможные варианты испробованы: доска не ложится на фасад дома.

Худсекция ознакомилась с итогами первого тура конкурса на проект памятника подвигу блокадников для сквера у площади Мужества, о котором мы сообщали. Оба проекта, вышедшие во второй тур – Светланы Терентьевой и Евгения Ротанова, одобрены экспертами, оба достойны воплощения. Победитель – в выбранном месте, тот, кто не победит, – в другой части Петербурга. Представители ветеранских организаций блокадников посоветовали авторам добавить оптимизма. Время у скульпторов есть, жюри подведет итоги второго тура 31 марта 2015 года.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 242 (5368) от 24.12.2014.


Комментарии