Двуликий яхтинг
Выходишь из метро на станции «Крестовский остров» – и попадаешь в царство претенциозного и, прямо скажем, весьма безвкусного хай-тека. Причудливые громадины из стекла и бетона буквально «давят» некогда тихий уголок. Через дорогу грохочет табун звероподобных металлических монстров-аттракционов. Двести метров в сторону Елагина острова, поворот налево – и начинается целый микрорайон «навороченных» новостроек, абсолютно безжизненных, с надписями SALE в окнах. Чуть подальше – Гребной канал, по правому берегу которого, на острове Бычьем, когда-то кипел «яхтенный шанхай». Здесь теснились десятки сарайчиков-клетушек, принадлежащих яхт-клубам многих, даже весьма солидных, организаций. Над водой громоздился лес мачт. Ныне ничего этого нет. Все сметено могучим ураганом. На дворе совсем другая жизнь.
Эти роскошные произведения научно-технической мысли большинству яхтсменов, увы, недоступны.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
«Город здоровья», который планируется построить на Бычьем и прилегающей к нему западной косе Крестовского, можно описать одним словом – «элитный». Ну а как иначе? Место-то золотое! Кругом – зеленые зоны, чистый воздух с Финского залива (немножко, правда, подпортит трасса ЗСД, но она же обеспечит и удобный выезд из города). Здесь не будет случайных людей, а будут только те, кто способен оплатить всю эту красоту.
В данную концепцию укладывается и развернувшаяся на берегу Средней Невки реконструкция яхт-клуба «Морской». Крупная московская фирма Burevestnik Group (пять яхт-клубов, из них три в Москве, один в Сочи, в оперативном управлении – более 600 яхт) выкупила 3 га прибрежной земли и собирается создать на них маленький рай. Декларируется возрождение бытовавшего здесь когда-то Императорского яхт-клуба. Разумеется, с сервисом на уровне мировых стандартов. Марина (гребенка яхтенных причалов) со всей необходимой инфраструктурой, пятизвездный отель с фитнесом и СПА-салоном, ресторан «высокой кухни».
Предполагается, что членами клуба будут преимущественно жители того самого близлежащего микрорайона, пока еще (правда, говорят, уже не первый год) находящегося в стадии SALE. Не стыдно будет здесь принять и гостей из других стран. «Морская столица России» встретит их не грязными сараями, а вполне европейским лоском.
Хорошо это? Однозначно хорошо. Морской фасад города приобретает респектабельный вид, в городскую казну капает копеечка от налогов, коих от прежней яхтенной голытьбы, понятное дело, не было и быть не могло.
Только вот куда вся эта голытьба, мозолящая глаза приличным людям, должна деваться? Этот вопрос неожиданно встал на вполне мирном мероприятии, проходившем в яхт-клубе «Морской», – ежегодной выставке St. Petersburg International Boat Show.
Собственно, яхтсменам в традиционном понимании этого слова делать там было нечего – у причалов громоздились моторные суда стоимостью в одну-две, а то и более, питерские квартиры. Все это были атрибуты жизни будущих членов возрождаемого Императорского яхт-клуба, ничего общего не имеющих с теми, кто здесь раньше обитал. Зато на приуроченном к выставке «круглом столе» представители двух параллельных миров вдруг оказались рядом. И заговорили на разных языках.
Выступил, к примеру, представитель крупной строительной фирмы, возводящей дома на берегу Малой Невки. Прямо перед домом – яхтенная стоянка. Естественно, только для его жильцов. Хочешь держать здесь яхту – покупай квартиру в этом доме. И покупают. Только вот парадокс – стоянка почти пустая. Люди не пользуются такой фантастической возможностью – вышел из дома в тапках, сел на яхту и пошел хоть вокруг света!
– Ничего удивительного, – заявляет президент Санкт-Петербургского парусного союза Сергей Алексеев. – Яхта это не автомобиль, на котором можно научиться ездить за несколько месяцев. Чтобы стать яхтенным капитаном, нужно лет десять. А если думаешь, что все так просто, доедешь только до опоры ближайшего моста.
В те времена, когда Алексеев начинал свою парусную жизнь, обучение так и шло – годами. Мальчишек, приходивших в яхт-клубы с горящими глазами, сначала окунали «в трюмы» – со шкуркой, банкой краски, рубанком или ножовкой. Параллельно шло штудирование всех морских наук. Каждый миллиметр своего судна будущий яхтсмен проползал «на пузе», каждую веревочку знал как родную. Там, в «шанхаях», ковались характеры бойцов. Те, кто выдерживал все это – полгода в краске, клею, среди опилок, стружек и деревянной пыли, уже не боялись ни волн, ни ветра.
Нынешних «романтиков», ясное дело, ползать на пузе и дышать краской не заставишь. Они хотят красивой жизни. Причем сразу, без особого труда. Не случайно (язык – зеркало жизни!) слово «яхта» сегодня изменило свой смысл. Вместо хлопающего над головой паруса и свистящего гика (перекладины, которой каждый начинающий яхтсмен хоть раз, да получал по затылку) – рев могучего мотора. Вместо мокрой палубы и кубрика с гамаками – салон с баром и белоснежными кожаными диванами...
Традиционный яхтинг, однако, еще жив, хотя из прежних мест обитания практически полностью выдавлен. За этим же «круглым столом» оказался представитель яхт-клуба «Стрельна», уничтожаемого буквально сейчас. Яхтсменам (около сотни бортов) предложено освободить территорию до 31 октября. Более чем столетняя история клуба, детская парусная школа, буерный центр (для буеров, кстати, уникальное место – зимой всегда чистый лед) – все псу под хвост. Новый хозяин, разумеется, обещает сделать здесь яхт-клуб. И, разумеется, элитный – отель, бизнес-центр, ресторан, все как у людей. Только не для всех людей...
Изгнанники осваивают выселки. О своей нелегкой жизни поведали представители яхт-клубов «Териоки» (Зеленогорск), «Восточный» (правый берег Невы, ближе к Ладоге), «Общества любителей спорта» (на его базе пытаются создать яхт-клуб в Ломоносове). У каждого своя тяжелейшая история борьбы за существование. И связана она не только с тупостью и вороватостью наших чиновников, но и с дуростью наших законов. Очевидный, к примеру, абсурд: 90% российских яхт сегодня ходят без регистрации, потому что по нынешним правилам зарегистрировать их практически невозможно. Яхтенной политики на уровне государства нет. Само собой, нет ее и на уровне города. Каждый выживает (или умирает) в одиночку.
Собственно, в городе сейчас всего два полноценно действующих яхт-клуба – «Балтиец» и Яхт-клуб Санкт-Петербурга (раньше главным был Центральный на Петровской косе, но сейчас, как любит говорить Алексеев, он больше преуспел лишь в ресторанном бизнесе). Оба – счастливое сочетание удачного случая и невероятной активности их руководителей.
Первому помог... премьер-министр Китая. Старый «Балтиец» попал в зону строительства «Балтийской жемчужины». Китайцы вышли на тогдашнего губернатора Валентину Матвиенко, яхтсмены подтянули все свои связи и ресурсы, и в итоге через два года на новом месте возник один из лучших клубов Европы.
Второму выпал «козырный туз» в виде строящегося рядом «Лахта-центра». Разумеется, могущественный «Газпром» пожелал сделать себе «визитную карточку» в виде современного яхт-клуба. Но к полученным от корпорации деньгам яхтсмены прибавили бездну собственной энергии и труда. В итоге именно здесь, на месте бывшей гигантской свалки, сегодня средоточие всей парусной жизни города. Самое главное – активно развивается «детская составляющая»: проводится масса соревнований для детей, работает Академия парусного спорта, где обучаются более 300 человек.
Только вот что будет с этими детишками дальше, когда они захотят пересесть с маленьких швертботов «Оптимист» на большие яхты? Увы, большинству из них «места под солнцем» не хватит, и с морем им придется завязать. Если, конечно, они не пробьются в «параллельную жизнь». Но это уже другой вид спорта. Или даже вообще не спорт.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (5540) от 09.09.2015.
Комментарии