Движение на Север: зачем арктическим проектам нужны технологии Петербурга?
Объем закупок северянами промышленной продукции Петербурга за последние пять лет вырос более чем в десять раз. То есть за это время они стали получать на порядок больше приборов, машин и оборудования, выпускаемых в городе на Неве. Доля сложных наукоемких изделий, требующих кооперации, в этом потоке довольно высока. И будет расти благодаря усилиям Научно-производственного арктического кластера, который объединяет уже 41 петербургскую компанию. Четыре из них вошли туда после собрания участников кластера, состоявшегося в рамках международного форума «Российский промышленник-2025», который недавно прошел. А значит, к тем 16 кластерным проектам, которые реализуются для арктических регионов, прибавятся новые.
ФОТО Torsten Dederichs on Unsplash
В последние годы много говорится о значительном вкладе Петербурга в развитие Арктики, освоение природных богатств этого края и росте грузопотока на Севморпути. Но куда убедительнее таких слов показатели, характеризующие растущие экономические связи. Так, по итогам 2024‑го торговый оборот Северной столицы с арктическими регионами превысил 50 млрд рублей (это почти на 27 % больше, чем годом ранее). Предприятия города к тому времени заключили с северянами 7,6 тыс. соглашений.
Конечно, не только петербуржцы поставляют туда свою продукцию. Другие регионы тоже участвуют в реализации Стратегии развития Арктической зоны России и обеспечении ее национальной безопасности (эти направления деятельности связаны между собой). Там уже «прописались» сотни крупных проектов с общим объемом инвестиций 1,7 трлн рублей, и без новой техники, оборудования и материалов для их выполнения не обойтись. Нуждаются в них и опорные населенные пункты северян, как того требуют долгосрочные планы развития этих городов и поселков, которые утвердило правительство РФ.
Укреплять связи с регионами Арктики, словом, не просто веление времени, а еще и взаимовыгодно. При этом поставки петербуржцев отличаются широкой номенклатурой изделий, в чем легко убедиться, побывав на любом крупном форуме с арктической повесткой. Причем некоторые питерские разработки — например, лекарственные препараты или специализированный софт — оказались по большому счету незаменимы.
Промышленность и Арктика: губернаторы Петербурга и Поморья договорились о новых проектахРасширять такое сотрудничество труда не составит, поскольку Петербург обладает мощным научно-промышленным и образовательным потенциалом. А запрос северян на инновации, научные исследования и квалифицированные кадры (иными словами, на все то, что может и готов им предложить наш город) будет расти.
Судить об этом позволяют итоги бизнес-миссий петербургских компаний в Архангельск, Мурманск, Норильск, Дудинку и другие студеные регионы, обеспечивающие 20 % экспорта РФ и добывающие около 90 % всего российского газа.
Полезные для них компетенции сегодня имеют не менее 200 таких предприятий города, считает профессор Политехнического университета доктор экономических наук Алексей Фадеев. Наряду с другими ведущими экспертами города он вошел в Совет по взаимодействию с регионами Арктической зоны РФ, созданный при Смольном (первое его заседание прошло в октябре 2025‑го). Точнее, при комитете по внешним связям, который курирует теперь эти вопросы в правительстве города.
Значимость арктического взаимодействия трудно переоценить. В чем только ни нуждается нынче Крайний Север — от ледоколов до средств навигации, от горнорудных машин до начинки низкоорбитальных спутниковых систем, обеспечивающих устойчивую связь… И перечень подобной продукции год от года расширяется.
До недавних пор в этом направлении работали 37 предприятий, вузов и научных центров, входящих в петербургский Научно-производственный арктический кластер (он был создан пять лет назад). Сообща они реализуют сегодня 16 проектов, находящихся в разной стадии готовности. Девять из них три года назад привлекли на такие цели государственные субсидии на общую сумму 1,5 млрд рублей. Эти средства были нужны компаниям, в частности, для закупки оборудования и материалов при выполнении многолетних ниокровских работ.
Плоды их совместных усилий северяне ждут с большим нетерпением. Это показал телемост, связавший недавно Петербург и Мурманск, один из крупных арктических регионов (такие телемосты будут проводиться регулярно, отметил Фадеев). На разработку, тестирование, сертификацию и серийный запуск продукции нового поколения уходят обычно долгие годы. Чтобы ускорить, облегчить этот процесс, и рождаются кооперационные цепочки. В том числе внутри региональных кластеров, подобных арктическому, число предприятий которого после упомянутого собрания его представителей выросло. Теперь в него входит уже пятая часть промышленных компаний города, обладающих арктическими компетенциями. Новые его участники презентовали свои разработки, которые можно использовать в экстремальных условиях обширного холодного края.
Один из них — научно-производственный концерн — представил проект радиолокационной станции, создаваемой для безопасного судоходства на Севморпути и береговых объектов, с фазированной антенной решеткой и надежной элементной базой. Другой убедил в том, что его лакокрасочные материалы, не боящиеся морозов, можно наносить на подводные конструкции и судовые надстройки. И что эти промышленные краски, незаменимые в условиях севера, уже оценили сотрудники ЦКБ морской техники «Рубин» и других конструкторских бюро.
Еще одна научно-производственная компания взялась изготовить сеть ретрансляторов для широкополосной радиосвязи, которую можно быстрее и дешевле развернуть в Заполярье, чем аналогичные. Этот комплекс может заинтересовать гидрографическое предприятие, представителей «Росатома», отвечающих за ледокольную проводку, и ФГПУ «Главсевморпуть», прозвучало на встрече.
А продукция другой петербургской компании, вошедшей в кластер, уже готова и действует. Это наземный и морской аппаратно-программный комплекс, предназначенный для приема (скажем, с космических станций), обработки и ретрансляции гидрометеорологических данных. Предприятие готово сделать отдельные его варианты для северян, используя возможности кластера, под конкретный заказ. Такая система будет полезна для МЧС и подобных структур, работающих на Крайнем Севере, убеждены производители.
Многие кластерные проекты, создаваемые в Петербурге, настолько важны (особенно с точки зрения импортозамещения), что с ними нужно выходить на госкорпорации, участвующие в развитии Арктики. И решительнее вписываться в производственные и инфраструктурные проекты, реализуемые там с привлечением федеральных средств, считает Олег Якимов, возглавляющий «Технопарк Санкт-Петербурга», городскую инновационную площадку.
В то же время стоит активнее использовать существующие меры господдержки, чтобы быстрее завершить ниокровскую стадию работ и выйти на серийное производство, полагает эксперт. Привлечь такие средства — сотни миллионов рублей — позволяет грантовая программа «доращивания» востребованной продукции под нужды крупных российских корпораций.
Другой источник дополнительного инвестирования — госпрограмма поддержки обратного инжиниринга, напомнил Якимов. Она предусматривает получение грантов на создание конструкторской документации для выпуска комплектующих с компенсацией значительной части затрат.
Причем регионом — лидером в ее реализации по праву считается Петербург. За девять месяцев нынешнего года компании города привлекли на такие цели 1,5 млрд рублей. А за последние три года, с начала действия этой программы, общий объем финансирования проектов по реверс-инжинирингу составил 5,7 млрд рублей. Такой механизм получения комплектующих для производства своей продукции, несомненно, доступен и участникам арктического кластера.
Если кто‑то из них заключит специальный инвестиционный контракт (соглашение между государством и бизнесом, где фиксируются обязательства сторон), то получит налоговые льготы и послабления со стороны надзорных органов, подчеркнул Олег Якимов. Неплохие перспективы по части субсидий и льготного кредитования, добавил он, откроются и перед разработчиками, которые сформируют по требованиям Минпромторга РФ промышленный кластер (внутри арктического).
Что это за требования? Не менее пяти предприятий с прочными связями могут объединиться в такой кластер, если они реализуют по меньшей мере три импортозамещающих проекта по выпуску критически важных комплектующих. Технопарк поможет им подготовить комплект требуемых документов (справки, соглашения, выписки из реестров и т. д.) и будет сопровождать их деятельность, помогая обходить препятствия, резюмировал эксперт.
Читайте также:
Петербург наращивает арктический потенциал: более 200 компаний работают для Севера
СЗТУ: внешнеторговый оборот Северо-Запада демонстрирует устойчивый рост
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (8029) от 06.11.2025 под заголовком «Арктическая кооперация».




Комментарии