Двенадцать лет до первого показа. Что мешает петербургской индустрии моды

Представители петербургской индустрии моды и предприятий легкой промышленности подвели итоги уходящего года, собравшись за «круглым столом» «Анализ текущего состояния отрасли для выявления основных направлений развития Санкт-Петербурга как центра индустрии моды на период до 2030 года». Эта встреча состоялась в преддверии Нового года в рамках XVI Форума субъектов малого и среднего предпринимательства.

Двенадцать лет до первого показа. Что мешает петербургской индустрии моды | ФОТО Сергея БОБЫЛЕВА/ТАСС

ФОТО Сергея БОБЫЛЕВА/ТАСС

Будни сурового бизнеса

«Здорово, что сегодня стали говорить о модной индустрии. Но, к сожалению, все эти разговоры пока поверхностные, - констатировала спикер мероприятия основатель и директор шоу-рума New Couture (Paris) Надежда Кожевникова. - Ситуацию, которая сложилась в петербургской индустрии моды, можно охарактеризовать как хаос, отсутствие знаний и системы. При этом фэшн-индустрия не может существовать без экономического базиса, ведь мода это суровый бизнес».

Европейские модные дома рассчитывают свою работу на 20 лет вперед. Западные дизайнеры делают не одну, а пять - восемь коллекций в год. При этом они разбираются в новейших технологиях. «Наши дизайнеры работают без правил, по принципу мода - творчество. А выставки и шоу-румы, в том числе международного уровня, они воспринимают не как важный элемент сложной профессиональной бизнес-цепочки, а как магазины, где можно выставить свою коллекцию и, в случае чуда, уехать домой с чемоданом денег», - пояснила Кожевникова.

«Мы много импортируем и мало экспортируем, - подтвердил ее тезисы директор Центра прикладных исследований и разработок национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Александр Курячий. - При этом экспорт - в основном спецодежда. Экспорта модного рынка в России практически нет.

Причин много. Прежде всего - проблемы с сырьем. Судите сами: средняя стоимость метра условной ткани европейского производства - три доллара, азиатского - 0,4 доллара. Российская ткань тут где-то посередине. В результате на внутреннем рынке мы уступаем Азии, но недотягиваем до Европы, особенно по качеству. А на международном рынке точно так же уступаем Азии. Это если условно. Если реально, то у нас и рынка текстильного как такового нет».

В ответ на эти расчеты профессор Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица Ольга Калашникова высказала и свою пессимистичную точку зрения: «Петербург - это просто модный город, а вовсе не город моды или город-творец, соответственно, никакой легкой промышленности в северной столице не получится».

Нет плана - нет и вала

Однако участвовавшие в «круглом столе» практики были далеки от пессимизма. «В Петербурге есть и производственные швейные предприятия, и индустрия, - уверена руководитель питерского бренда «Леди Шарм» Валентина Миронова. - Другое дело, что все эти производства раскиданы по полузаброшенным заводам и строительным фабрикам и ничего друг о друге не знают. Естественно, что централизованным планированием их загрузки никто не занимается».

Местные дизайнеры, по мнению петербургских производителей, тоже сидят по своим творческим мастерским в воображаемых коронах. Причем это относится не только к молодым подмастерьям, но и к состоявшимся корифеям, которые, сформировав узкий круг своих клиентов, считают, что они достигли вершин. При этом сотрудничество производственных компаний с местными дизайнерами не складывается потому, что последние «не умеют работать в бизнес-режиме».

«У меня большое предприятие с солидными мощностями, - отметила Миронова. - Ко мне приходит дизайнер с амбициями и ставит задачу сшить до послезавтра 10 платьев. При этом он категорически не хочет вникать в то, что с экономической точки зрения запускать производство ради такой маленькой партии нецелесообразно. Многие дизайнеры идут дальше, и эти 10 платьев, которые им удается сшить, они героически везут на международные выставки, не имея понятия, из чего будут шить партии таких платьев, если вдруг получат заказ. Ну и, конечно, зимнюю коллекцию нужно поставлять в магазин не в конце октября, как это зачастую делается у нас, а 1 августа».

Электроника подвела

Дизайнеры в свою очередь кивают на ретейл. Мол, мы-то готовы работать и с большими партиями, а вот сетевики - нет. Спорить с тем, что в северной столице не налажен адекватный сбыт готовой швейной продукции, вряд ли кто будет.

«Сегодня много разговоров о развитии онлайн-коммерции, - подчеркнул Александр Курячий. - Однако в сегменте фэшн-индустрии это развитие вовсе не такое активное, как о нем говорят. Безусловно, важную роль играют социальные сети, но в целом онлайн-торговля в ближайшей перспективе вряд ли сможет полностью закрыть рынок сбыта. Пока же на первом месте по популярности у потребителя - обычные магазины и торговые центры. А вот формат ярмарок и выставок в последнее время уже не котируется - особенно в том виде, в каком они проходят в нашем городе. Соответственно, есть потребность в появлении новых форматов, интересных не только потребителям, но и специалистам».

Участники «круглого стола» вспомнили, что попытки модернизации информационно-выставочных форматов в уходящем году в северной столице были. Только вот все начинания, по мнению игроков рынка, потерпели фиаско. Например, неоднозначный осадок у петербуржцев оставил Международный форум моды, который осенью уже второй раз провел в нашем городе Минпромторг.

«Это мероприятие походило не на площадку для профессионалов, а на корпоратив для случайных людей с улицы, - дала свою оценку Надежда Кожевникова. - Спикеры явно набирались по принципу «кто под руку попался и кого проще пригласить». Большинство из них приехали из Москвы, до которой рукой подать. А хотелось бы услышать, какая ситуация с производством и продажами складывается в регионах. Не оправдала себя и обновленная выставка «Индустрии моды», которая выбрала путь шоу».

Инкубатор еще не оперился

После эмоциональных дебатов и споров участники «круглого стола» в очередной раз пришли к выводу, что выход из сложившейся ситуации - создание в Петербурге специализированного бизнес-инкубатора. «Подобный инкубатор сможет не только объединить всех представителей модной индустрии Петербурга, но и сократить расходы маленьких компаний, дав им вектор роста, - считает директор и основатель бренда одежды Camille Cassard Татьяна Герекли. - К примеру, развитие моего предприятия сдерживают большие затраты на производство. Чтобы клеить швы, я вынуждена ездить в Ригу. Купить соответствующее профессиональное оборудование я позволить себе не могу. А вот покупка высокотехнологичного оборудования для нескольких компаний, объединенных в технопарк, была бы реальным решением этой задачи».

Обсуждение идеи создания кластера, объединяющего предприятия индустрии моды и швейной промышленности в Петербурге, вот уже на протяжении нескольких лет модная тема на деловых отраслевых мероприятиях. Только вот эти разговоры так ничем и не заканчиваются. Остается надеяться, что в наступившем году дело сдвинется с мертвой точки. Тем более что первый шаг к этому уже сделан. А именно: специалисты НИУ «Высшая школа экономики» по заказу комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга провели детальное исследование отрасли легкой промышленности мегаполиса. Результаты этого анализа станут основой единой информационной базы и определят направление дальнейшего развития отрасли.

#мода #легкая промышленность #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 001 (6354) от 09.01.2019 под заголовком «Двенадцать лет до первого показа».


Комментарии