Главная городская газета

Два века и один Год

  • 20.01.2015
  • Галина Артеменко
  • Рубрика Город
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

Городская хроника 21 мая 2018

Сегодня в выпуске:
Коста-Рика - в Павловске...
На работу - на велосипеде...
Музыкантов достанут из-под земли...
И другие новости. Читать полностью

Как преемник Невской мануфактуры на Синопской нити потерял

Непривычно выглядит в эти дни панорама Невы у Большеохтинского моста. Здесь, на Синопской набережной, 10 - 12, надстраивают мансарду над самым красивым корпусом прядильно-ниточного комбината. В будущем и оставшуюся часть промзоны ждет перепрофилирование. Читать полностью

Городская хроника 18 мая 2018

Сегодня в выпуске:
Какие мосты приведут на фестиваль...
Без глютена...
В память о Суворове...
И другие новости. Читать полностью

«Единую карту петербуржца» выпустят к октябрю 2018 года

Как можно будет использовать новый платежный инструмент Северной столицы? Читать полностью

Петербургские автобусы обзавелись Wi-Fi

Более 400 городских автобусов обзавелись  Wi-Fi в преддверии мундиаля. Читать полностью

Городская хроника 17 мая 2018

Сегодня в выпуске:
Как получить выплату...
Космические истории ГУАП...
Пора платить долги...
И другие новости. Читать полностью
Реклама
Два века и один Год | Илья Репин. «Пушкин на лицейском экзамене»<br>Иллюстрация предоставлена Всероссийским музеем А. С. Пушкина

Илья Репин. «Пушкин на лицейском экзамене»
Иллюстрация предоставлена Всероссийским музеем А. С. Пушкина

Год литературы начинается сегодня в Петербурге в Музее-усадьбе Г. Р. Державина. Как говорит директор Всероссийского музея А. С. Пушкина Сергей Михайлович Некрасов, сама История приготовила нам этот сюжет для открытия Года литературы – двухсотлетним юбилеем лицейского экзамена, фактически ставшим началом Золотого века русской литературы. Тогда встретились два поэта – две эпохи: Державин и Пушкин. Многие с детства помнят картину Репина «Пушкин на лицейском экзамене», юного вдохновенного поэта и старика, даже привставшего и приложившего ладонь к уху – чтобы расслышать голос новой литературы.

Безусловно, до Пушкина было «Слово о полку Игореве», «Житие протопопа Аввакума», блистательный XVIII век – Ломоносов, Фонвизин, Карамзин, Державин, но поразивший весь мир Золотой век русской литературы начался с Пушкина. Дальше были Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов...

«У нас уникальная возможность – отметить начало великой русской литературы, это конкретная дата – 8 января по старому стилю (20-е по новому) 1815 года. В тот самый день вот из этого дома на Фонтанке патриарх русской поэзии Гаврила Романович Державин отправился в Императорский Лицей, преодолев 22 версты, достиг Царского Села и вошел в лицейское здание, – говорит Сергей Некрасов. – Державин отправился на лицейский экзамен, где лицеисты читали и его стихи, и он, как написал впоследствии Пушкин, «слушал с живостью необыкновенной». Но совершенно неожиданным для Державина было явление юного Пушкина-лицеиста с его «Воспоминаниями в Царском Селе» – стихотворением, столь превосходно написанном, что Державин, уже воротясь на Фонтанку, потребовал автограф. И Пушкин переписал, и теперь копия этого автографа представлена у нас, в Музее Державина, в его кабинете. Державин здесь же, на Фонтанке, сказал начинающему тогда литератору Сергею Аксакову, что Пушкин уже в Лицее перещеголял всех писателей. К этому «всех» Державин причислил и себя».

Сегодня, 20 января, в Музее-усадьбе Г. Р. Державина начинаются двухдневные мероприятия, дающие начало Году литературы во Всероссийском музее А. С. Пушкина, – научной конференцией «Державинские чтения», которая пройдет в зале, где заседало общество «Беседы любителей русского слова». Сегодня же здесь открывается медиацентр.

«Мы живем в XXI веке, и нам надо разговаривать с посетителями языком нашего века, поэтому мы призвали современные музейные технологии, – рассказывает о медиацентре Сергей Некрасов. – Благодаря новым технологиям здесь посетители смогут увидеть редкие материалы из фондов нашего музея – в оцифрованном виде они станут доступны». Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина передаст музею оцифрованную копию Устава Императорского Лицея. Но рядом с современным оборудованием медиацентра посетители увидят и подлинные предметы – лицейские реликвии и личные вещи лицеистов. Акварельный портрет директора Лицея Энгельгардта, ложечка Кюхельбекера, бокал, из которого Пушкин и Дельвиг пили шампанское, и многие другие.

А завтра, 21 января, в Царском Селе в первом вестибюле лицейского здания ровно в полдень будет торжественно открыт бронзовый бюст императора Александра I работы неизвестного скульптора начала XIX века. Бюст был приобретен из частного российского собрания на средства, выделенные Министерством культуры России. На современном пьедестале выбиты три слова, пушкинская цитата: «Он основал Лицей». Напомним, что три года назад во втором вестибюле Лицея был открыт бюст Михаила Сперанского, который предложил Александру I основать Лицей и написал его Устав. А в первом вестибюле – скульптура юного Пушкина. Так представлены отныне здесь эпоха – «Дней Александровых прекрасное начало» – и ее герои.

«Не знаю как мой Сашка будет ладить со своим тезкой, я с моим тезкой не ладил», – писал Пушкин, но если обратиться к стихотворению «19 октября 1825 года», то там вы найдете удивительные строки: ровно через месяц Александр I уйдет из жизни, Пушкин, конечно, знать этого не может, но гениальным пророческим чутьем он подводит своеобразный итог царствования императора, – рассказывает Сергей Некрасов. – Когда-то Державин в 1777 году в декабре написал «Оду на рождение в Севере порфирородного отрока», где желал будущему императору: «Будь страстей твоих владетель, Будь на троне человек!». Прошло полвека, и Пушкин пишет об Александре, используя те же самые слова, но говоря о слабых, уязвимых чертах императора: «Он человек! Им властвует мгновенье. Он раб молвы, сомнений и страстей». Но дальше поэт делает вывод: «Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал Лицей».

Эти два дня станут прологом к целой череде событий Года литературы во Всероссийском музее А. С. Пушкина. 70 выставок откроются в стенах музея, в музеях России и за ее пределами. Первая начнет работу 6 февраля в Москве в Государственном музее А. С. Пушкина и посвящена поэту. 10 февраля в Петербурге на Мойке, 12, откроется выставка «Пушкин. Лермонтов. Современники». Во Всероссийском музее А. С. Пушкина таким образом откликаются и на отмечавшееся в минувшем октябре 200-летие со дня рождения Лермонтова. Лермонтов несколько раз хотел прийти на Мойку, познакомиться с Пушкиным, но не решался. Существует предание, что он пришел в дом поэта, но именно в тот день, когда смертельно раненного Пушкина уже привезли с Черной речки домой.

«В свое время писатель Юрий Казаков написал об этом рассказ «Звон брегета», – напоминает Сергей Некрасов. – И мы подумали о том, что именно в этот день в нашем музее оправданно открытие такой выставки – о пересечении судеб двух поэтов, общем круге их знакомых, общих темах творчества. Но это не все – возникает еще один поэт, Марина Цветаева, которая в 1937 году, в год столетия гибели Пушкина, перевела на французский язык стихотворение Лермонтова «Смерть поэта» и прочитала его в Париже – с этого начались там памятные мероприятия, посвященные столетию гибели Пушкина. Цветаевский автограф – стихи на простом тетрадном листке – также находится в наших фондах. И 10 февраля стихи Лермонтова будут звучать у нас и по-французски – в переводе Цветаевой».

В этом году во Всероссийском музее А. С. Пушкина начнут подготовку к 250-летнему юбилею Николая Михайловича Карамзина. Его ценил Державин, именно он предложил избрать Карамзина членом Российской академии наук. А Пушкин, который с детства был с Карамзиным знаком и авторитет Карамзина для него был очень высок, – Пушкин посвятил уже ушедшему к тому времени из жизни историку своего «Бориса Годунова». А Карамзин пожелал еще Пушкину-лицеисту: «Пари, как орел, но не останавливайся в полете...».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook