Другая планета… Колпино. Воспоминания о родном городе

Моему родному городу Колпино — 300 лет. Это часть Ленинграда — Петербурга. При этом до сих пор читаю в справочниках (извините, даже в статье «Википедии» про себя) — «родился в Колпино, Ленинградская область». Что, конечно, неправильно. Это часть города-героя Ленинграда, и само Колпино — город воинской славы.

Другая планета… Колпино. Воспоминания о родном городе | ФОТО Дмитрия РАТНИКОВА

ФОТО Дмитрия РАТНИКОВА

Я 1950 года рождения, с 1972 года живу в Ленинграде — Петербурге. Получается, большую часть своей жизни. Но родина моя — Колпино. Меня иногда сюда приглашают, и в воспоминаниях я попадаю даже не в прошлое, а будто на другую планету. Вспоминаю коммунальные квартиры, которые не запирались. Приходишь домой, родители на работе — и соседка кормит нас всех детей-оглоедов из соседских комнат. Нас воспитывали не взрослые (им некогда было, работали) — нас воспитывали те, кто был нас старше лет на пять-шесть.

Иду по дворам — и помню, как там и сям образовывалось множество маленьких пятачков, где мы, дворовые, полуголодные, играли в футбол. Мяч иногда был один на весь двор. Потом сами делали огороженные маленькие площадки, чтобы поиграть в хоккей.

Проспект Ленина, улицы Вокзальная, Павловская, Стахановская для меня и моего поколения — это места, где были голубятни. Колпино было царством голубей. Некоторые классные колпинские игроки еще и с азартом разводили этих птиц. У меня была кличка Стрепетенок: я хорошо голубей ловил, умел с ними управляться. На голубей играли в карты, голубей воровали — и у меня, мальчишки, тоже. А они возвращались. До сих пор знаю, как с голубями обращаться, знаю их породы.

Нам повезло: у нашего района есть река! Ижора. Сейчас про Скандинавские страны говорят, что там у каждой семьи есть лодка — так тогда у большинства колпинских семей тоже были свои. Помню, вся река в городе и Комсомольский канал были ими запружены. Вот там, где давно стоит мост недалеко от Чухонки, — там здорово ловилось вечером на слепня: слепень на поверхности воды бултыхается, а язь его сверху бьет. Красота непомерная!

Город разросся, сейчас уже и не представить, что рядом с домами на Павловской, на Губина были пруды и в них плавали утки. А там, где сейчас школа № 523, мы на замерзшем болоте учились кататься на коньках.

На стадион собиралось все Колпино — тогда маленький городок. Мне, мальчишке, посчастливилось подавать мячи в матче, на который впервые приехала зарубежная ­команда, финны. Был сильный удар мимо ворот, я за ними стоял — и поймал мяч, как вратарь, намертво. И тогда получил первые в своей жизни аплодисменты болельщиков.

А когда начали играть в хоккей с шайбой, народ так повалил, что пришлось делать большие трибуны. И на этих трибунах вся твоя школа — и завуч, и учителя. Пришли болеть за тебя.

Недавно я поправлял местную газету: в ней написали, что была у нас булочная «Дубок». Да нет же! Наше поколение помнит: «Дубок» — это такое заведение, которое появилось на месте булочной, там продавалось самое разное вино в разлив. Точка притяжения была. Еще бы нам его не помнить: мы в 9 – 10-м классах на перемене сбегаем с ребятами, портвешка дернем, конфеткой закусим — и на урок литературы. И так душевно воспринимается «Война и мир»! Правда, мне потом старшие товарищи, даже такого бандитского «склада», запрещали выпивать и курить: «Ты, Леня, будешь в футбол играть». Да, в городе Колпино меня звали только Леней.

Ностальгия моя нерадостная. Она болезненная, даже когда видишь, какой хороший стадион, какие симпатичные новые дома. Неподалеку от стадиона жили мои бабушка и дедушка — про бабушку знаю, что она в войну очень боялась бомбежек. И погибла под бомбежкой. Мама с моей старшей сестрой, грудным младенцем, через Ижору на лодке переправлялась, ее мог немец расстрелять — и не сделал этого, очередью в сторону стрельнул. Сестра погибла позже, при бомбежке на Ладоге.

Мы на связи с одноклассниками. Девчонки у нас отличные и очень такие… живучие: заслуженная учительница, профессор-химик… А мальчишек осталось — раз-два и обчелся. Лет пять назад встретились в ресторане с одноклассниками, и наш комсорг встал, объявляет: «От нас ушли…» — и восемь человек называет. И помню, как я из ресторана вышел и зашел в церковь неподалеку, которую по детству помню как кинотеатр «Заря». Ставлю свечки одну за другой, батюшка подходит — спрашивает: «По ком?». По одноклассникам, говорю.

Я бы пожелал нашему городу процветания — в промышленности, в культуре, в спорте. И вот что я бы сказал своим землякам-колпинцам. Мы не просто район, не пригород. Мы семья. И те, кто становится колпинскими, кто к нам приезжает, тоже становятся нашей ­семьей — я бы пожелал нам всем, чтобы мы это чувствовали. И чтобы все, и новые колпинцы тоже, помнили, что здесь были заводы, которые Петр I основал. И что здесь враг не прошел, потому что был «Ижорский батальон». Нашей семье есть чем гордиться.

ОТ РЕДАКЦИИ 

Алексей Александрович СТРЕПЕТОВ, заслуженный работник физической культуры РФ, советский футболист, полузащитник, российский тренер. Мастер спорта СССР (1976). Воспитанник колпинского клуба «Ижорец». В высшей лиге чемпионата СССР выступал в 1968 – 1976 годах в составе ленинградского «Зенита». Был капитаном ленинградского футбольного клуба «Динамо». Работал тренером в клубах «Ижорец» и «Светлана». В 1996 году был главным тренером клуба ­«Карелия-Эрзи» (Петрозаводск). С 1998 года работал тренером в клубной системе «Зенита».

#Колпино #Ленинград #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (7249) от 07.09.2022 под заголовком «Другая планета… Колпино».


Комментарии