Дресс-код праздничных витрин: главные правила новогоднего декора в Петербурге

Новый год — время традиционного украшения входных групп и витрин магазинов Северной столицы. О том, какие правила действуют в этой сфере, корреспондент Ольга КАЛЮЖНАЯ поговорила с урбанистом, членом Ассоциации ландшафтных архитекторов России Валентиной КАРПОВОЙ.

Дресс-код праздничных витрин: главные правила новогоднего декора в Петербурге | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

— Валентина, некоторые горожане сетуют, что в Петербурге слишком рано начинают декорировать здания и улицы…

— Всем угодить невозможно. Для кого‑то первая декада декабря — это еще рано, для кого‑то — уже поздно. Важно понять, что Новый год — это не только елки, гирлянды и Дед Мороз, но и мощная маркетинговая составляющая. Красивые витрины создают новогоднее настроение, тем самым повышая покупательскую активность.

— В этом году владельцам кафе и магазинов разрешили не согласовывать внешний вид декора. Но представление о красоте у всех разное.

— Специально для предпринимателей был издан «Брендбук» — подробное руководство, содержащее рекомендации по новогоднему оформлению сезона-2025/26. Его разработал и утвердил комитет по печати и взаимодействию со СМИ совместно с комитетом по градостроительству и архитектуре, комитетом по культуре и городским центром рекламы и праздничного оформления. Также есть «Краткое руководство по праздничному оформлению витрин и входных групп» от комитета по градостроительству и архитектуре.

В этом году в качестве цветовой гаммы рекомендованы темно-зеленый и пастельно-желтый цвета, а также два оттенка оранжевого и красного. Декорации — неяркие гирлянды, в том числе ретролампы Эдисона, живые хвойные растения и композиции вместо пластиковых. Но главное, чтобы оформление было безопасным и не мешало жителям города. По этой причине были продуманы и отдельно прописаны технические требования. Так, украшения можно крепить только на откосы, рамы и стекло. При установке вазонов или кашпо необходимо оставлять свободный проход не менее 1,5 метра, а сами растения должны располагаться не дальше одного метра от фасада.

Впервые в документе прописано, какие украшения допустимы для декорации внутренних дворов, деревьев, акватории, мостов и праздничных елок. Например, нельзя использовать яркие и не сочетаемые друг с другом цвета, все виды мишуры и дождика, хрупкое и неустойчивое к непогоде оформление.

Отдельное внимание в брендбуке уделено свету: в качестве декораций стоит отдавать предпочтение гирляндам и проекциям, однако они не должны мешать пешеходам и водителям. Световые элементы должны быть нейтрального холодного либо теплого белого свечения, с возможным применением плавного флэш-эффекта.

Следование предложенным рекомендациям поможет предпринимателю выбрать цвет и форму, добавить своему магазину или кафе праздничного антуража, сделать его заметным, но при этом отвечающим ритму и стилю нашего прекрасного города.

В противном случае владельцы бизнеса рискуют получить штраф: от 2500 рублей для граждан и от 10 000 и 50 000 рублей для должностных и юридических лиц, соответственно. Неприятен здесь не только сам штраф, но и возможные разбирательства в преддверии праздника.

Хочу добавить, что наличие рег­ламента не отменяет возможность оформлять витрины и входные группы по индивидуальному проекту. Но такой декор уже придется согласовывать в профильном комитете, чтобы он не выбивался из рамок единой стилевой концепции.

— В Петербурге много зданий, являющихся объектами культурного наследия. Для них действуют какие‑то свои правила?

— Чтобы определить, возможно ли разместить те или иные элементы праздничного оформления на памятниках старины, нужно направить заявление в комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Можно сделать это через сайт обращения граждан. Заявление должно содержать подробную информацию в отношении элементов оформления. Срок планового ответа 1 месяц, так что это рекомендация уже, скорее, на будущее.

— Сейчас стало очень популярно оформлять различные фотозоны при входе в магазины и кафе.

— Это своеобразная реклама для заведения. Классика — зеркальные композиции. Особенно много их на улице Рубинштейна и вдоль Московского проспекта. Они разрешены, но история помнит примеры, когда на улицах «вырастали» огромные елки или пенопластовые быки — это не лучшее решение.

— А я могу украсить парадный вход в собственном доме или растущую в соседнем сквере елку?

— Парадные — это входные группы. Поэтому все, о чем говорилось выше, касается и любых подъездов, независимо от их парадности. Можно использовать цветовые решения и примеры из брендбука.

Вопрос с украшением елок на улице более сложный. Деревья в парках и на других территориях общего пользования украшать нельзя. Если речь идет о закрытой территории, где есть сформированный земельный участок, являющийся собственностью жильцов, на котором растут зеленые красавицы, декорировать их теоретически можно. Но здесь правила разработанных рекомендаций уже не действуют, поэтому остается открытым вопрос безопасности украшений — как для жильцов, так и для самих деревьев.

Читайте также:

К нам мчится Новый год. Петербург наполняется элементами и атрибутикой торжества

Новогодний лес и водопад огней: как город на Неве украшают к празднику


#украшения #правила #интервью #благоустройство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (8060) от 19.12.2025 под заголовком «Дресс-код праздничных витрин».


Комментарии