Довезли до рекорда. Большая навигация в Северной столице официально завершается 30 ноября

С этой даты она прекращается на Неве, а разводные мосты перестают поднимать «крылья». Однако погода вносит свои коррективы — в самом конце осени Петербург выглядит вполне по‑зимнему, и понятно, что навигационный сезон действительно подошел к концу. Что и позволяет подвести окончательные итоги.

Довезли до рекорда. Большая навигация в Северной столице официально завершается 30 ноября | Итоги навигации подведены. Причалы ждут следующей весны./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Итоги навигации подведены. Причалы ждут следующей весны./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Самый главный показатель — объем пассажиропотока на внут­ренних водных путях города — по итогам навигации нынешнего года превысил 4 млн человек, увеличившись по сравнению с 2022‑м примерно на 14 %. Это означает одно: даже в отсутствие зарубежных гостей речники сумели прокатить по петербургским рекам и каналам максимальное число пассажиров за всю историю.

Статистика тут довольно прос­та: до нынешнего сезона рекордом отрасли был прошлый год, когда объем перевозок вырос до 3,5 млн человек. Два предыдущих из‑за ряда действовавших ковидных запретов по понятным причинам в расчет брать не стоит, а до того максимумом считалось достижение «футбольного» 2018 года, когда по внутренним водным путям экскурсии и прогулки совершили около 3 млн пассажиров — в 1,7 раза больше, чем годом ранее. Что и позволяет заместителю директора Агентства внешнего транспорта Петербурга Дмитрию Куклину называть длившуюся 211 дней (до 13 ноября) навигацию удачной. «Оцениваем ее как успешную и эффективную», — говорит он.

Представители отрасли (а в Петербурге пассажирскими перевозками по воде могут заниматься 347 судов и примерно сотня компаний и предпринимателей) согласны: сезон прошел на ура. «Жаловаться грех — притоку пассажиров в первую очередь способствовала погода, поскольку лето оказалось на редкость жарким и сухим, — рассказывает один из капитанов судов. — Причем с ветерком прокатиться по воде захотели не только приезжие, но и сами горожане: многие признавались, что к водной прогулке их подтолкнуло появление большого числа новых вариантов отдыха».

Тут не поспоришь. По словам Кук­лина, хотя наиболее популярными из года в год остаются маршруты между центром Петербурга и Петергофом, а также в Кронштадт, выбор у желающих увидеть город с воды весьма широк. В навигацию-2023 в Северной столице предлагали как минимум 44 водные экскурсионно-прогулочные прог­раммы, а также 5 транспортных. Например, только одна из наиболее активно работающих на реках и каналах компаний в навигацию нынешнего года разработала более 30 водных маршрутов и направлений. А хитами спроса стали не только традиционные прогулки по Фонтанке, Мойке и Крюкову каналу с выходом в центральную акваторию Невы, но и экскурсии вдоль набережных с остановкой в парке им. С. М. Кирова и ночная программа, во время которой пассажиры любовались на развод мостов и слушали живую музыку. Что касается Кронштадта, то двумя новыми скоростными катамаранами «Форт Кроншлот» и «Форт Петр I» за сезон на «Остров фортов» перевезли более 100 тыс. человек. Всего же лишь этот крупный оператор речных прогулок перевез 1,3 млн пассажиров. Что и побуждает его серьезно обновлять флот: в следующем году он планирует начать эксплуатацию сразу шести новых судов, среди которых по два катамарана проектов «Котлин» и «Соммерс», а также два однопалубных теплохода проекта «Сити Круиз» для прогулок по рекам и каналам Петербурга.

Успешным Дмитрий Куклин считает и эксперимент по использованию речных судов в качестве городского транспорта. Напомним: в начале этой осени один из перевозчиков совместно с комитетом по транспорту запустил пилотный проект, в рамках которого за 150 рублей можно было по воде добраться от Речного вокзала до Эрмитажа. Правда, действовал он в режиме «попутки»: утром в сторону центра, вечером — в обратную. «За три недели новинкой, в основном по вечерам, воспользовались 416 пассажиров, — сообщил Куклин. — Тестовый период работы маршрута оценивается как успешный. В связи с чем в следующем году он снова будет использоваться в расширенном варианте».

Какие грядут изменения? Во-первых, организаторы намерены продавать не только отдельные билеты на каждый рейс, но и абонементы. Что для регулярно пользующихся таким видом транспорта пассажиров значительно выгоднее. Во-вторых, изменится частота рейсов — оператор обещает увеличить ее вдвое. А в‑третьих, к задействованным в этом сезоне остановкам добавятся сразу три новые. Две на Октябрьской набережной и одна на Арсенальной неподалеку от Финляндского вокзала.

«Выбор адресов связан с тем, что в первом случае идет активная жилая застройка и многим людям добираться домой или из дома в центр города по воде удобнее и быстрее, чем по земле, — ­объяснил представитель Агентства внешнего транспорта. — А во втором дополняется существующий в этом месте большой пересадочный узел, в котором пересекаются линии наземного и подземного общественного транспорта, а также начинается железная дорога».

В принципе новинка может пригодиться и пассажирам речных круизных судов, швартующихся у Речного вокзала или в Уткиной заводи. А их не так и мало: по итогам нынешней навигации в эти два пункта было совершено 400 судозаходов, во время которых сели на теплоходы или сошли с них около 170 тысяч человек. Если маршрут будет пользоваться спросом — вероятно и расширение ­программы. Ведь ­возможность за 150 руб­лей ­быстро добраться до центра в первую очередь все же предоставляется не туристам, а горожанам.

Что касается городских причалов, то эта программа слегка буксует уже несколько лет. В навигацию 2023 года функционировало 19 городских причалов общего пользования (столько же было и в 2022‑м), а с апреля по ноябрь к ним было выполнено 38,4 тыс. подходов — на 1,5 % больше, чем в прошлом году. ­Вместе с тем работа по увеличению числа таких причалов все же ведется. И в 2024‑м помимо новых на Неве планируется установить еще один — на Фонтанке у Музея Фаберже.

Будет ли в следующем году новый рекорд пассажиропотока на реках и каналах Петербурга? Это зависит не только от людей — большую, порой главную, роль играет капризная питерская погода. Но если с ней повезет, и 4 миллиона перевезенных во время экскурсий и прогулок пассажиров уже покажутся обычным делом.



#навигация #погода #сезон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (7554) от 29.11.2023 под заголовком «Довезли до рекорда».


Комментарии