Главная городская газета

Достопримечательность

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

Какое будущее ждет автовокзалы Петербурга?

Автовокзал «Южный» в составе транспортно-пересадочного узла «Купчино» значительно улучшит транспортное обслуживание жителей юга Петербурга и уменьшит нагрузку на улично-дорожную сеть центра, но не обеспечит в полном объеме обслуживание международных и межрегиональных автобусных маршрутов всех направлений.... Читать полностью

К Исаакию вернулся фонарик

Ко Дню города один из главных символов Петербурга Исаакиевский собор предстанет в своем первозданном виде. Основные реставрационные работы на главном куполе собора, включая световой фонарик и крест, закончены. Читать полностью

Как метаморфозы «Ночи музеев» стали ее «элементами»

Более 95 тысяч человек посетили «Ночь музеев» в Петербурге, по сравнению с 2017 годом количество гостей увеличилось на 5 тысяч. Именно на такие цифры ориентируются организаторы акции, больше за 12 часов работы - с шести вечера до шести утра музеи не могут принять физически. Читать полностью

Поздравление с 315-летием Санкт–Петербурга от полпреда президента РФ по СЗФО Александра Беглова

Полномочный представитель президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Александр Беглов поздравил петербуржцев с Днем города. Читать полностью

Как «Чижик» прижился в Петербурге

Зеленобокий длиннохвостый «Чижик», запущенный в первый «полет» по трамвайному маршруту № 8 в начале марта этого года, вошел в рабочий ритм: на трассе протяженностью 4,6 км пассажиров перевозят семь вагонов, выполняя рейс за 16 - 17 минут. Читать полностью

Летний дворец готов принять посетителей

26 мая для петербуржцев и гостей города открывает свои двери Дворец Петра Великого. Читать полностью
Достопримечательность | ФОТО Игоря АКИМОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Игоря АКИМОВА/ИНТЕРПРЕСС

Благое дело - защита от вторжения в панорамы главной реки региона - может выйти для мегаполиса боком. На федеральном уровне готовится документ, который может де-юре, а потом и де-факто остановить все строительные работы на берегах Невы. Для властей Петербурга и Ленинградской области эта новость стала сюрпризом, поэтому для ее изучения был экстренно собран общественный совет при комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Санкт-Петербурга.

Бюрократическая интрига была закручена еще в конце 2017 года и, как это водится, первоначально не выходила за пределы министерских кабинетов. Скромно, без рекламы 22 декабря столичные чиновники рассмотрели итоги изучения малоизвестной в наших краях компанией ООО «Смартфинанс» невских берегов. К итогам работы экспертов было высказано много претензий, многие замечания можно устранить, но суть не в этом.

Главное - на основании работы «Смартфинанса» готовится включение реки Невы в список объектов культурного наследия федерального значения «в виде достопримечательного места». Речь идет о всей Неве от Ладоги, с каналами Шлиссельбурга, до места впадения в Финский залив. Если это произойдет, любые строительные работы в акватории Невы будут под запретом.

История вопроса такова. В июне 2016 года федеральные чиновники разместили заявку на госконтракт. Предмет закупки - разработка проектной документации по отнесению компонента объекта всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и отдельные группы памятников» - «Долина реки Невы, XVIII - XX вв.» к объекту культурного наследия федерального значения в виде достопримечательного места.

Победило некое ООО «Смартфинанс» (других претендентов не было). Работа была выполнена, невеликие в масштабах страны деньги (5,23 млн рублей) заплачены.

Кстати, по данным www.kartoteka.ru, «Смартфинанс» (в переводе с английского название значит «умные финансы») - это отнюдь не научный институт. Компания зарегистрирована в городе Химки Московской области в 2014 г., уставный капитал - 10 тыс. рублей. Офис фирмы расположен на Ленинградской улице - это единственная связь с нашим регионом, которую мне удалось найти. Единственный учредитель и одновременно генеральный директор - Татьяна Магдеева. Основной вид деятельности компании - оказание услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию; дополнительные - вспомогательные финансовые услуги, деятельность в области права, исследование конъюнктуры рынка и общественного мнения.

Тем не менее компания регулярно участвует в состязаниях за право выполнения государственных заказов. За последние годы ее допустили до 44 конкурсов, еще две заявки на участие отклонили. В картотеке указано, что данная компания - исполнитель 34 госзаказов. Общая сумма этих заказов - 159 млн рублей. Но в данном случае дело не в деньгах, а в последствиях, которые могут возникнуть в ходе реализации предложений столичных экспертов.

12 марта ситуацию рассмотрели на общественном совете при городском КРТИ. Заместитель председателя комитета Андрей Семчанков подчеркнул, что в случае присвоения этого статуса любое строительство, затрагивающее берега Невы, будет затруднено или невозможно без согласования с ЮНЕСКО. В особенности эта тема актуальна в свете готовящегося строительства магистрали в створе Фаянсовой и Зольной улиц с мостом через Неву, а также в более дальней перспективе появления Орловского тоннеля.

Генеральный директор Центра транспортного развития Санкт-Петербурга Рубен Тертерян уведомил, что статус «достопримечательное место» в законодательстве - самый расплывчатый и широкий. Он предполагает охрану элементов как природных (геологических, ландшафтных), так и рукотворных (градостроительных, архитектурно-стилистических).

«Может быть выявлен максимальный спектр объектов охраны, тогда вся деятельность по строительству мостовых переходов будет свернута. Защищать станут все пространство от берега плюс 20 м. Тогда нельзя будет построить ни одну набережную», - сказал он.

Член совета руководитель центра экспертиз петербургского общества естествоиспытателей «Эком» Александр Карпов был единственным, кто лично имел возможность ознакомится с продуктом трудов «Смартфинанса». По его словам, хотя работу выполнили три профессионала в требуемой сфере (а вовсе не бухгалтеры), результат вышел удручающим.

«Например, предмет охраны - бетонные набережные и их отношение к водному пространству. Я не знаю, где на Неве такие набережные и как считать этот коэффициент. А главное - защищать эти бетонные набережные планируется от... самовольного озеленения!» - пояснил он вашему корреспонденту. Впрочем, «и на камнях растут деревья», как утверждал известный фильм, поэтому при определенных обстоятельствах у нас и бетон может «позеленеть».

Также Александр Карпов заметил, что идеи федеральных чиновников не прихоть, а реализация международных обязательств РФ. Оценивать усилия будет орган ЮНЕСКО - Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). Юридически изменить границы объектов культурного наследия практически невозможно. Для этого их требуется сперва исключить, а затем включить заново.

Мы не единственные, кто столкнулся со сложностью увязать необходимость защиты культурного наследия и природной среды с развитием современного города. В Манчестере, Праге, Будапеште ищут свой путь, везде обсуждают и находят решения. Все запретить не вариант. Чем больше будет давления девелоперов, тем жестче будет запрет.

Так что же будет с Невой? На общественном совете КРТИ чиновники сетовали, что не получали официальных документов из Москвы. Они вообще узнали о проблеме из публикации в интернет-газете. Оказалось, что профильная комиссия Законодательного собрания, откликаясь на внимание в СМИ, запросила данные в столице. Через день после заседания общественного совета, как сообщил его председатель Лев Каплан, документы затребовал губернатор города. Вопрос - «замерзнет» ли Нева с ее акваторией для застройщиков - остается открытым.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook