Дорожники наткнулись на шипы. Прокуратура обнаружила ненадлежащее состояние дорог
Проезжать по тому участку Лиговского проспекта, где подрядчик обновил дорожное полотно, теперь одно удовольствие. Чего не скажешь, увы, о некоторых других городских магистралях. Даже в центре Петербурга. Отмечают это не только автомобилисты. Выявив глубокую, до 8 см, колею на Невском проспекте, прокуратура Центрального района внесла представление в адрес исполнителя работ. Дефекты он, конечно, устранил, но проблема по большому счету осталась.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Ненадлежащее состояние дорог прокуратура обнаружила также на Кирочной, Фонтанной, Фурштатской, 5‑й Советской и Ярославской улицах. Возникли претензии и к качеству асфальта в Кузнечном, Виленском и Басковом переулках, сообщила пресс-служба прокуратуры.Это не значит, конечно, что каждая из перечисленных дорог в центре города совершенно убита, но «локальные дефекты покрытия», как туманно выражаются чиновники, там все же имели место. Где‑то проверяющие выявили ямы и трещины, а где‑то, очевидно, им попалась на глаза «стиральная доска» — вроде той, что появилась в некоторых местах на Невском проспекте.
Дорожники отреагировали на ситуацию без долгой раскачки. Работники ГБУ «Центральное управление региональных дорог и благоустройства» (раньше оно называлось ГУБП «Центр»), подведомственного комитету по благоустройству, кинулись устранять замечания. Они уложили свежий асфальт на участках с выявленной колеей, не перекрывая при этом Невский, а лишь ограничивая движение в местах проведения работ.
Как уверяют дорожники, на магистралях с большим трафиком такие дефекты возникают в мегаполисе именно по объективным причинам: высокая интенсивность дорожного движения, растущая нагрузка на дорожное полотно и сильное воздействие на него шипованных автомобильных шин в зимний период.
Так или иначе, материалы для включения Невского — точнее, его проблемных участков — в адресную программу ремонта городских дорог 2025 года были направлены в комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ).
Между тем комплексная его реконструкция в последний раз проводилась уже шесть лет назад, перед чемпионатом мира по футболу-2018. А межремонтный период по капитальному обновлению дорог в черте города охватывает срок, по нормативам, как минимум вдвое больший. Так, может, нормативы строительства и ремонта таких трасс устарели и не учитывают растущую год от года интенсивность движения легковушек, автобусов и грузовиков?
По словам специалистов, дело обстоит именно так. В комплексном ремонте нуждаются почти все объекты, попавшие в поле зрения прокуратуры, отмечает Лидия Тютюнова, начальник отдела содержания и эксплуатации дорог городского комитета по благоустройству. К такому выводу, считает она, приводит оценка их технического состояния.
Материалы для включения данных автодорог в адресные программы текущего и капитального ремонта этот отдел направляет в КРТИ с 2021 года, указано в сообщении, поступившем в «СПб ведомости» после запроса газеты. А предприятие, состоящее в ведении комитета по благоустройству и отвечающее за содержание городских трасс, только ликвидирует небольшие дефекты. Те, размеры которых превышают предельно допустимые гостовские нормы. «Фонтанная улица и Басков переулок в настоящее время находятся в нормативном состоянии», — говорится в официальном ответе. Хотя районная прокуратура — надо полагать, не без оснований — упомянула и эти адреса.
Нередко о повреждениях дорожного полотна сообщают жители города. «Однако большинство таких обращений, — читаем далее, — касается дефектов, безотлагательно устранять которые, согласно действующим положениям национальных стандартов РФ, не требуется». Кроме того, значительная часть подобных обращений относится к дорогам, которые не входят в число региональных трасс и не находятся в ведении комитета по благоустройству, добавили его представители. А если входят (прежде всего социально значимые и особо востребованные дороги) и состояние их не отвечает нормативным требованиям, городская власть принимает решение о выполнении там дорожных работ…
В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», к реализации которого Петербург присоединился три года назад, планируется отремонтировать 100 км улично-дорожной сети. Благодаря привлечению средств из федерального бюджета (в дополнение к тем, что направляет на эти цели Смольный) за истекшее трехлетие в нормативное состояние было приведено более 400 км петербургских автодорог. Такие данные привели по запросу нашей газеты сотрудники КРТИ. Правда, из представленных ими материалов выходило, что за первое полугодие 2024‑го дорожники выполнили меньше половины годового задания. Они обновили за это время дорожное покрытие на восемнадцати объектах общей протяженностью около 37 км. Ремонт асфальта был выполнен на Свердловской набережной, Гороховой и Бестужевской улицах, на проспекте Медиков и Новоизмайловском проспекте, на Рябовском и Ланском шоссе.
В настоящее время работы ведутся на Гатчинском шоссе, проспекте Испытателей и набережной реки Екатерингофки. Объекты, которые обновляются в рамках нацпроекта, намечено ввести уже осенью, включая транспортную развязку длиной 1,5 км на пересечении Московского шоссе и Дунайского проспекта. Скорее всего, подрядчики поднажмут и до конца года выполнят всю программу-2024…
Качеству таких работ, если верить чиновникам, в нашем городе уделяется большое внимание. Дорожники сплошь и рядом применяют, по их словам, современные материалы и новые технологические решения. Так, «при укладке верхнего слоя покрытия, рассчитанного по технологии объемного проектирования в соответствии с новым ГОСТом, они используют высокопрочный щебеночно-мастичный асфальтобетон», рассказали в КРТИ. Дорожную разметку наносят для прочности термопластиком, переустанавливают должным образом бортовые камни и канализационные люки.
Качество этих работ, материалов и изделий, применяемых при ремонте дорог регионального значения, отслеживает испытательная лаборатория, подведомственная комитету по благоустройству. Ее специалисты проверяют рецепты асфальтобетонных смесей, отбирают для анализа образцы керна, тестируют новые материалы и т. д. На протяжении всего года следят за этим и представители управления контроля качества и внедрения инноваций ГКУ «Дирекция транспортного строительства».
Получается, «деформация конструкции проезжей части на Невском проспекте» (еще одна деликатная фраза чиновников) и некоторых других магистралях налицо, однако никто вроде бы не виноват. Хотя нет, виновника называют, даже двух: петербургский климат и особые инженерно-геологические условия, которые нужно учитывать при строительстве городских дорог. Наш климат предопределил появление «температурных качелей», когда в холодный период года из‑за частой смены циклов замерзания и оттаивания (переходов через ноль) на дорогах появляются трещины. И вообще состояние дорожного полотна после этого к весне бывает удручающим. На качество дорожной одежды влияют, конечно, и переувлажненные глинистые грунты, характерные для немалой части городской территории.
Но то и другое проектировщики в своих расчетах, несомненно, учитывают, рекомендуя использовать определенные износостойкие материалы, надежные битумы и асфальты, способные прослужить в этих условиях как можно дольше. Так что выход, как полагают специалисты, один: увеличить годовой объем дорожных ремонтов, изыскивая для этого нужные средства. Хотя при проведении работ дорожникам, конечно, приходится учитывать и особенности исторической части города, в полной мере это касается и Невского проспекта.
Читайте также:
Представлены итоги работы Государственной инспекции труда Петербурга в первом полугодии 2024 года
Участок федеральной дороги Р23 «Псков» введён в эксплуатацию после капитального ремонта
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 150 (7726) от 14.08.2024 под заголовком «Дорожники наткнулись на шипы».
Комментарии