Дорогой приоритет. Почему работа выделенных полос в Петербурге оказалась неэффективной?

Когда-то Смольный уже представлял амбициозный план - организовать до 2025 года выделенные полосы для общественного транспорта на всех основных магистралях северной столицы. Позже эту идею стали называть нереализуемой, да и ненужной, ссылаясь на неэффективность работы уже существующих А-полос. «Второе дыхание» проекту по оснащению выделенными полосами основных магистральных улиц дала грядущая транспортная реформа. Оно и понятно: меньшее количество социальных бортов сможет быстрее перевозить большее количество пассажиров при одном условии - если перед ними свободен путь. А пробки в их нынешнем состоянии способны поставить крест даже на самой продуманной и многообещающей реформе.

Дорогой приоритет. Почему работа выделенных полос в Петербурге оказалась неэффективной? | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Лидером в стране по числу «выделенок» является, как легко догадаться, Москва: в прошлом году в столице действовало более 60 таких полос общей длиной более 350 километров, в течение 2020 года московские власти обещали довести их протяженность до 400 км. В Казани с ее полуторамиллионным населением около 200 км дорог переданы в исключительное пользование автобусам и троллейбусам. В Петербурге пока чуть менее 60 км (плюс около сотни выделенных из 520 км трамвайных путей). В городском комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) планируют до 2022 года добавить к этому показателю еще 27 километров.

Обустройство выделенных полос для наземного пассажирского транспорта ведется в соответствии с Комплексной схемой организации дорожного движения КРТИ (в лице Дирекции по организации дорожного движения) совместно с комитетом по транспорту.

На днях КРТИ конкретизировал свои ближайшие планы: в нынешнем году почти за 6,4 млн рублей будет обустроена полоса приоритета протяженностью 7,63 км по маршруту, соединяющему Кировский, Московский, Фрунзенский и Невский районы (от перекрестка Ленинского пр. с пр. Народного Ополчения до Московского проспекта, далее по ул. Типанова, пр. Славы до Ивановской улицы с выездом на Народную ул. до пр. Большевиков). На этой магистрали выделенная полоса появилась еще в 2016 году, но она пока ограничена участком от пр. Героев до пр. Народного Ополчения.

Кроме того, за 91,9 млн рублей будут обустроены 5,9 км маршрута по пр. Маршала Блюхера от Лабораторного пр. до проспекта Энергетиков и далее до Партизанской улицы). Собственно говоря, это продление обустроенной также в 2016 году приоритетной полосы, тянущейся от пр. Медиков через мост по Кантемировской улице, которая сейчас прерывается как раз на перекрестке пр. Маршала Блюхера и Лабораторного. Нынче коридор должен перейти на пр. Энергетиков и закончиться у Партизанской улицы. До 1 июля на этом участке предстоит установить дорожные знаки, нанести разметку и модернизировать светофорные посты. Новый участок обеспечит горожан по-настоящему удобным и быстрым передвижением на городском транспорте между двумя районами.

Проектно-сметная документация по этим проектам уже разработана. КРТИ подал заявку в комитет финансов о выделении средств на строительно-монтажные работы в текущем году. Готовят и проекты на перспективу: как сообщили в комитете по развитию транспортной инфраструктуры, в 2020 году планируется разработать проектно-сметную документацию на организацию нескольких выделенных полос суммарной протяженностью 9,1 км: на Малой Морской улице (от Невского пр. до Исаакиевской пл.), Большой Морской (от Исаакиевской пл. до Невского пр.), Суворовском проспекте, Тульской улице, Невском проспекте - от пл. Александра Невского до пл. Восстания и от Полтавской ул. до пл. Александра Невского, включая площадь и одноименный мост, Заневском проспекте - от моста Александра Невского до Новочеркасского пр., Заневской площади и далее по проспекту до Гранитной улицы.

Длинные сквозные приоритетные коридоры с ликвидацией разрывов и «бутылочных горлышек» (в которые эти коридоры у нас нередко утыкаются) обеспечат удобные транспортные связи.

Если их удастся запустить по-настоящему. Ведь «выделенка» - это не только разметка и знаки, но и поведение автомобилистов...

Чтобы убедиться в низкой эффективности «приоритетного» режима в Петербурге, далеко ходить не надо: достаточно понаблюдать за тем, как легковушки несутся по запретной для них полосе или вовсе останавливаются на ней на Невском проспекте, включив «в оправдание» аварийные огни. Или как они рядами паркуются на А-полосе Ленинского проспекта.

А вот за секретом успеха стоит отправиться на Пулковское шоссе, где «выделенка» появилась в 2015 году. Редкие автолюбители рискуют выскочить здесь на свободную правую полосу, чтобы обойти замедлившийся основной поток. Потому что знают: видеокамеры тут работают как часы, и «письмо счастья» со штрафом в случае нарушения практически неизбежно. В отличие от точно таких же некорректных действий на Невском или Ленинском...

По информации КРТИ, в дальнейшем все выделенные полосы для общественного транспорта в Петербурге будут оборудованы системой видеофиксации нарушений ПДД.

#дорожное движение #общественный транспорт #дороги #пробки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 034 (6632) от 26.02.2020 под заголовком «Дорогой приоритет».


Комментарии