«Дорога жизни». Состоялся масштабный марафон, посвященный 82-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Половина ширины дороги от Петербурга до Ладожского озера в минувшее воскресенье была отдана бегунам. Здесь в течение всего дня проходил зимний марафон «Дорога жизни», посвященный 82‑летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В нынешнем году в этом соревновании приняли участие больше 7 тысяч спортсменов — профессионалов и любителей. Из Петербурга, Ленобласти, других регионов России, а также из Белоруссии, Армении и даже Мексики.

«Дорога жизни». Состоялся масштабный марафон, посвященный 82-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Уникальность марафона в память о защитниках блокадного города — в его глубоком и дорогом для сердца каждого петербуржца-ленинградца смысле. А еще — в непрерывности традиции на протяжении десятилетий. Первый пробег состоялся 21 января 1970 года — 39 километров по Дороге жизни пробежали его инициатор советский сверхмарафонец (в прошлом — ребенок блокады) Григорий Иванович Колгашкин и четверо его друзей. В 1973‑м соревнование обрело статус марафона — дистанция выросла до 42,2 км, состязались в быстроте и выносливости уже около полусотни спортсменов. И с тех пор традиция ни разу не прерывалась. В 1975‑м «Дорога жизни» получила всесоюзное признание, а в 1991‑м — международный статус. Сам Григорий Колгашкин в последний раз выходил на старт марафона в январе 2023‑го в возрасте 91 года.

В октябре того же года он ушел из жизни, и в 2024‑м 55‑й международный марафон «Дорога жизни», посвященный 80‑летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, получил имя своего основателя.

Маршрут забега традиционный — по Дороге жизни от мемориала «Разорванное кольцо» до мемориала «Цветок жизни», посвященного юным героям Ленинграда. Полный путь 42,2 километра — классическая марафонская дистанция. Но есть и забеги покороче — 1, 5 и 10 километров — эти старты проходят от «Цветка жизни» в направлении «Разорванного кольца» и обратно. Каждый участник выбирает то, что ему по силам.

Финишная прямая десятикилометровой дистанции пока пуста, но голос комментатора из динамика взбадривает подмерзающих болельщиков и многочисленных волонтеров:

— Январское солнце приветствует участников! Не сказать, что согревает, но уж точно радует нас… Да, в таких погодных условиях бежать быстро может, согласитесь, не каждый…

Температура — минус 17 по Цельсию. Бодрит.

Вдали показываются две фигуры с флагами за спинами, похожими на крыло или маленький парус, на котором написаны дистанция и время — 50 минут. Это задающие темп Роман Бадкаев и Иван Шалтыков.

Скоро подтягиваются и прочие бегуны и бегуньи — сначала небольшими группами, потом кучнее. Все худые и в очень тоненьких, на взгляд непрофессионала, синтетических костюмчиках. У большинства носы закрыты опушенными снегом балаклавами. Пробегает спортсмен в совершенно потрясающей экипировке: на нем помимо кроссовок, гетр и балаклавы только красные нейлоновые шортики да над плечами развевается алый шелковый стяг, который он на бегу придерживает руками.

Комментатор подсказывает прибывающим:

— До финиша еще 300 метров — нельзя расслабляться, останавливаться…

Стоящие по обеим сторонам финишной прямой зрители аплодируют спортсменам не руками в варежках, а специальными трещотками-ладошками, временами подбадривая уставших бегунов. Два укутанных по самые уши мальца крутятся вокруг папаши в толстой куртке и унтах, почти безостановочно вопрошая: «Пап, где мама, ну где же она?». Отец, похоже, волнуется — сыновьям не отвечает, вглядываясь вдаль. Наконец мама показывается из‑за поворота — явно вымотанная, но не сдающаяся. Радостный двойной вскрик отпрысков заставляет ее ускорить бег, и к финишу она приходит уже как будто с новыми силами, улыбаясь…

Пробежавших дистанцию тут же награждают медалями участников на ленточках в цветах Ленинградской Победы. Всем желающим выдают золотис­тые и серебристые спасательные термоодеяла из фольги, так что во все более плотном потоке перешедших на шаг спортсменов все чаще мелькают «принцы» и «принцессы» в золотых и серебряных плащах (или рыцари в сияющих доспехах — кому как нравится). Выдохнувший экстремальную усталость спортивно-физкультурный люд делает селфи у флагов и символов марафона...

А дальше этот коридор победителей приводит к мемориалу «Цветок жизни», на подходе к которому волонтеры раздают участникам забега красные гвоздики. Гора цветов у подножия 15‑метрового памятника и на расходящихся от «стебля» плитах-«листках» все растет…

— Зимний марафон по Дороге жизни — это забег, где наши сердца стучат в унисон, — говорит Лира Бурак, глава администрации Всеволожского района. — В нем участвуют люди разных профессий, возрастов, но всех объединяет общая память. Преодолевая каждый километр, мы отдаем дань памяти дедам и прадедам, героям — защитникам осажденного города и блокадникам-ленинградцам.

Сама Лира сегодня тоже бежит 5 км — в память о своем дедушке, который был водителем полуторки, возил грузы и продовольствие по Дороге жизни.

Антон Павлович участвует в «Дороге жизни» уже во второй раз. Тренируется самостоятельно, в обществе или клубе не состоит.

— Погода идеальная! На морозе прекрасно было бежать, хотя немного скользко. Обидно только, что автобус опоздал. Я приехал в последнюю минуту и опоздал на старт, все уже убежали, пришлось догонять. Но в целом все хорошо — ­догнал. Так что это не испортило впечатления от уникального мероприятия. Все‑таки это не прос­то спортивный пробег — это память…

Его знакомую Анну Матинян (клуб «На движе») вынужденное опоздание на старт также не деморализовало.

— Организаторы в целом большие молодцы, только вот автобусы подкачали — поздно приехали, — говорит она. — Сначала я испугалась. Но, когда побежала, поняла, что все классно: солнце светит, мороз, люди бегут. Я их догнала, а кого‑то и перегнала…

И даже, заметим, многих: Анна, участвовавшая в забеге по Дороге жизни уже в третий раз, нынче заняла 13‑е место в своей весьма массовой категории.

— Очень люблю этот забег, — признается девушка. — Кстати, пока это самый холодный забег у меня.

На вопрос, какая часть этапа была самой тяжелой, другая Анна, жительница Ленинградской области, отвечает:

— Да никакая — бежать было прекрасно!

— А дышать на морозе разве не трудно?

— Чтобы хорошо дышалось, тренироваться надо, только и всего…

Эту мысль наверняка разделяет и олимпийский чемпион по биатлону Дмитрий Малышко, вышедший сегодня впервые на старт десятикилометрового забега «Дорога жизни». И 81‑летний Василий Хлусевич, пробежавший ту же «десятку». И жительница Зеленограда, в прошлом врач-реабилитолог Елена Данилова, занявшая в своей категории третье место.

Сегодняшнюю погоду она тоже хвалит:

— Морозненько, но ветра нет, солнце светит, так что все отлично.

В прежние годы Елена дважды преодолевала марафонскую дистанцию от «Разорванного кольца» до «Цветка жизни».

— С возрастом стало не хватать нужного объема километража, тренированности, — объясняет она нынешнее «снижение планки». — А это необходимо, чтобы дистанция была комфортной для сердца и для всего организма. Ведь у марафона своя особенная психология. Здесь важно правильно разложить дистанцию. Если есть подготовка и верно разложишь километ­раж, то пробежишь безопасно, в свое удовольствие.

Начав «марафонить» после 45 лет, она продолжает это делать уже два десятилетия.

— Мне бег дает какой‑то внут­ренний стержень, потенциал и желание двигаться дальше, жить и идти вперед, — признается Елена. — Сегодня мне было важно преодолеть «десятку», потому что этот забег — в память о людях, которые прошли войну. В память о моих земляках-ветеранах.

В подтверждение этих слов она поворачивается спиной — на зеленой майке надпись «Зеленоград».

— Мои друзья-ветераны мне говорили: носи, Леночка, эту майку на соревнованиях — чтобы была память о тех, кто из Зеленограда, кто воевал и защищал нашу Родину.

Вот красивая, высокая и стройная семейная пара из Петербурга — Андрей Камаев и Юлия Клюхина. Оба называют себя «любителями-физкультурниками».

— Мы с женой нынче решили пробежать, только не марафон, а десятикилометровый этап. Нам нравится бегать. И особенно здесь, ведь забег «Дорога жизни» — событие для ленинградцев очень значимое, — рассказывает глава семьи.

— Это — про преодоление, силу, стойкость, — подключается к разговору Юлия. — Но главное — про память о тех, кто выстоял, кто защитил и спас свой город, о людях, благодаря которым мы живем. Когда ты идешь от рощи «900 берез» мимо монумента «Дневник Тани Савичевой» — эмоционально это, знаете, так… Ну просто мурашки по спине. Я шла и все представляла, как было зимой в блокаду…

— Когда я положил гвоздику к монументу «Цветок жизни», думал про бабушку, — говорит Андрей. — Она умерла в больнице 27 января 1943 года от тяжелого ранения — осколок попал в нее на Аничковом мосту…

— А вся семья моего деда так и осталась в блокадном городе, — это снова Юлия. — Но сам дед выжил. Воевал, защищал Ленинград.

На старт километровой дистанции вышли шестилетний Рома и 15‑летняя Лиза Савичевы. Они не однофамильцы, а родные Тани, написавшей свой страшный дневник. Ее правнучатые племянники, потомки родного брата Тани Михаила. Отец ребят Михаил (названный в честь деда) тоже пробежал нынче — только пятикилометровый этап соревнований.

Это же расстояние покорилось знаменитому среди бегунов страны петербуржцу Михаилу Гершману, родившемуся в 1935 году в Ленинграде и начавшему бегать в 1952‑м. На сегодня за его плечами — уже 40 «Дорог жизни», и он в свои 90 снова выходит на старт. А вот 81‑летний петербуржец Василий Хлусевич, на счету которого 403 марафона (в том числе 13 — в прошлом году), выбрал нынче дистанцию 10 км. Средний темп у Василия Александровича очень даже неплохой, особенно с учетом возраста — 6,37 мин./км. Впрочем, совсем не важно, какие места займут в своей группе «70+» спортсмены-ветераны. Тут ведь речь вовсе не о минутах и секундах. А о силе духа и стойкости ленинградцев самых разных поколений.

В ТЕМУ 

Победителями зимнего марафона «Дорога жизни-2026» на основной дистанции длиной 42,2 км стали Александр Сторожев с результатом 2 часа 30 минут 49 секунд среди мужчин и Ксения Авдеева (2:56.49) среди женщин. Рекорд трассы (2:20.22) принадлежит Анатолию Герасименко и держится с 1977 года.

Читайте также: 

Их именами названы улицы: как в январе 1949 года в Ленинграде увековечили память защитников города

По адресам нашей памяти: этот городской маршрут дает возможность представить, как выглядел Ленинград во время блокады




#дорога жизни #память #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 12 (8077) от 27.01.2026 под заголовком «Километры нашей памяти».


Комментарии