«Открытый город» показал тайный Петербург
Просветительская программа «Открытый город», которая знакомит петербуржцев с малоизвестными и труднодоступными объектами культурного наследия, провела совместно с Союзом реставраторов Санкт-Петербурга первую экскурсию в комплексе зданий Императорского военно-сиротского дома (Константиновского военного училища), расположенного на Московском проспекте, 17.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
В этом пространстве отразилась архитектурная история Петербурга, переплелись факты, подтверждаемые архивными документами, и красивые легенды, в строительстве принимали участие зодчие-звезды и неизвестные инженеры.
Ведущие премьерную экскурсию Ксения Губинская, сотрудник КГИОП, и Дмитрий Львов, научный руководитель проектирования реставрации комплекса, сначала показали нам Георгиевский зал. В ходе реставрационных работ были найдены и расчищены фрагменты декоративной росписи XVIII века. В следующем столетии в некоторых местах по ней была сделана новая яркая роспись на военные темы, которая также сохранилась фрагментарно. Тогда же был снижен уровень потолка, часть росписей XVIII века «ушла» в межэтажные перекрытия, они законсервированы при нынешней реставрации. Позже появились четыре гипсовых медальона, изображающие античных воинов. Возможно, автором эскизов является медальер Федор Толстой.
Недавно в коридоре рядом с Георгиевским залом найден небольшой участок старого потолка - деревянное перекрытие, шпон, штукатурка и роспись. Судя по копоти, он чудом сохранился в одном из пожаров. Рядом в кирпичную кладку коваными гвоздями прибиты два кронштейна, это работа XIX века для установки нового потолка.
Как пояснил Львов, задача профессионалов выявить все ценное, что осталось от многочисленных перестроек, и сделать доступным для осмотра. Поэтому было принято решение не закрывать потолок сетками, а укрепить современными средствами, невидимыми глазу.
Здесь необходимо рассказать об истории комплекса сиротского дома и военного училища. В середине XVIII века на этом месте располагались усадьбы графа Романа Воронцова и почт-директора Аша. Возможно, воронцовский дворец с фасадом, смотрящим на Фонтанку, проектировал Растрелли. В пользу этой версии говорит облик цокольного этажа с характерными сводами и мелкой штукатурной «рябью» на них, а также кирпичная кладка.
К концу столетия дворец, выкупленный в казну, пустовал. В нем (знакомая картина) поселились бездомные и самовольные лавки. Наконец ему нашли применение, переведя туда Военно-сиротский дом. Современный классицистический вид комплекс приобрел в 1809 году после перестройки по проекту Александра Штауберта.
Две красные готические башни - это ретирадники, то есть туалетные помещения. Почему был выбран такой стиль, осталось загадкой. Но позже эти башни стали гармонировать с кирпичными манежами и конюшнями.
В 1811 году соседний ботанический сад Академии наук решили передать сиротскому дому. Академия поначалу протестовала, а потом стала тянуть время, необходимое на перевозку растений. Тогда начальники сиротского дома потребовали сохранить зелень для здоровья воспитанников. Возникла долгая переписка, дошедшая до цесаревича Константина. В итоге ботанический сад оставили сиротам, он содержался за счет сдачи в аренду двух домов.
После череды перепрофилирований и переименований учреждение в 1894 году стало Константиновским артиллерийским училищем.
В советское время там продолжали готовить артиллерийских офицеров. В 1993 году был создан Петербургский кадетский ракетно-артиллерийский корпус, который несколько лет назад покинул здания на Московском проспекте. В прошлом году там поселилось старейшее Санкт-Петербургское суворовское военное училище, которое по решению властей было вынуждено оставить альма-матер на Садовой, 26, где квартировало со дня своего основания в 1955 году.
В связи с передислокацией СВУ на Московский, 17, здесь были форсированы ремонтные и реставрационные работы, которые ведутся уже 15 лет. Сегодня, на беглый взгляд, кажется, что они завершены. Но Дмитрий Львов говорит, дел еще много, а мелочей в реставрации, тем более на таком сложном объекте, не бывает.
Мы переходим из воронцовского дворца в штаубертовское здание, выходящее главным фасадом на Московский проспект, чтобы посмотреть строгую колоннаду Воскресенской церкви. Декором занимались Барнаба Медичи и Фридолино Торричелли. Они работали в Аничковом дворце, Адмиралтействе и Казанском соборе.
К 1894 году относится последняя реконструкция комплекса, когда появляется столовая (сейчас музей и библиотека Суворовского училища) и над ней - двухсветный Белый зал площадью 880 кв. метров, ныне Актовый зал.
При реставрации столовой сохранена обшивка потолка вагонкой, которая поддерживается деревянными балками, своеобразными «кессонами». Белый зал с изящными галереями и стальными коваными белыми люстрами гармонично выкрашен в перламутровый цвет. Львов поясняет, что перекрытие зала плоское и поддерживается сохранившимися клепаными металлическими фермами. По просьбе реставраторов Суворовское училище установило в зале легкую разборную сцену, которая не мешает целостному восприятию архитектуры.
Материал был опубликован в газете под № 118 (6227) от 04.07.2018 под заголовком «Дом не остался сиротой».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 118 (6227) от 04.07.2018.
Комментарии