Дом Надежды

В особняке Александра Половцова завершилась реставрация парадной анфилады, выходящей на Большую Морскую улицу. Первыми посетителями четырех залов стали пенсионеры Приморского района, участники первой в 2017 году социальной экскурсии по знаменитому зданию - памятнику архитектуры XIX века.

Дом Надежды | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Внешне малоприметный дом, разве что с необычно большим эркером-фонариком над входом, по праву считается лучшим в Петербурге образцом интерьеров эпохи эклектики. В залах особняка гармонично сочетаются роскошь и изящество, стильность и безупречный вкус. Войны и революции пощадили здание, его архитектура - подлинная. Поэтому особняк Половцова - один из главных объектов реставрационной программы КГИОП.

Работы в нем ведутся более десяти лет, постепенно дому возвращается тот облик, который стремились создать его первые владельцы.

Важнейшая дата в истории особняка - 1861 год, когда его приобрел Александр Штиглиц (будущий основатель Училища технического рисования) в качестве приданого для своей приемной дочери Надежды Юниной к свадьбе с Александром Половцовым. По одной версии, Юнина была незаконной дочерью великого князя Михаила Павловича, по другой - самого Штиглица.

Со времени свадьбы более 40 последующих лет лучшие петербургские архитекторы, самые известные из них - Гаральд Боссе, Николай Брюллов и Максимилиан Месмахер трудились над парадными интерьерами. Половцов собрал одну из лучших в России частных коллекций прикладного искусства. После революции четыре шпалеры XVI века попали в Эрмитаж, старинный китайский фарфор были продан на западных аукционах. Самому зданию повезло намного больше. Сначала там поселилась профсоюзная школа, не тронувшая парадные интерьеры, а в 1934 году советское государство предоставило особняк Союзу архитекторов СССР для размещения в нем Ленинградского отделения. Зодчие хорошо понимали, какая ценность им досталась.

Работы по реставрации особняка Половцова активно развернулись в XXI веке. В 2006 - 2007 годах по городской программе «Фасады исторического центра Петербурга» был выполнен ремонт лицевых фасадов. В 2012 - 2013 годах занялись реставрацией дворовых фасадов и усилением фундаментов.

Важнейшим рубежом стал 2014-й, когда были отреставрированы Парадная лестница и Дубовая гостиная, кровля с восстановлением первоначального облика светового фонаря Бронзового зала, который в советские времена был зашит металлом. В следующем году велись работы в интерьерах Бронзового зала. В 2016-м кроме парадной анфилады завершена реставрация Белого и Бронзового залов. Таким образом, закончены работы во всех парадных помещениях второго представительского этажа.

Общая сумма затрат на реставрацию особняка Половцова в 2012 - 2016 годах превысила 1 млрд рублей, из них 413,5 млн рублей было выделено в прошлом году. В последние три года работы ведет предприятие «Возрождение Петербурга».

Пройдем по парадной анфиладе. Только здесь сохранилась подлинная фурнитура, оконные замки с массивными ручками тщательно отреставрированы.

Исторически эркер-фонарик был женской гостиной, предназначенной для Надежды Половцовой и ее приятельниц.

Нежный жемчужный цвет возвращен Зеленой гостиной. Такое решение имеет и практическую пользу: гостиная используется архитекторами как выставочный зал, нейтральный фон удобен для показа архитектурной графики и живописных работ зодчих. В Малиновой гостиной воссозданы утраты шелкового штофа с набивным рисунком. Завершает анфиладу курительная, небольшое помещение для мужчин, отделанное темной тканью и панелями из орехового дерева.

Иногда частью парадной анфилады называют малую библиотеку и Белый зал, где в прошлом году также завершились реставрационные работы. Малая библиотека - редкий для Петербурга образец деревянного интерьера в стиле рококо. Во время балов в соседнем Белом зале в библиотеке работали музыканты, специальное слуховое окно под потолком передавало звуки музыки для танцующих. В библиотеке хранились ноты, помещение иногда называют нотной комнатой Оппенора по имени знаменитого французского резчика по дереву.

Все пути в особняке Половцова ведут в Белый зал - это шедевр Месмахера, симфония позолоченной лепки и двух трехъярусных хрустальных люстр на 72 свечи каждая.

Единственное, что пока не увидят посетители, - полы из наборного паркета. Руководство Дома архитектора решило укрыть их ковролином, оберегая от дамских шпилек и другой агрессивной обуви.

В 2017 году начинаются работы на первом этаже особняка. КГИОП выделит около 60 млн рублей на разработку проекта и реставрацию гардеробной. Впереди работы в холле, столовой, кабинете, других комнатах женской и мужской половин дома на Большой Морской.

Редакция благодарит Динару Братанову, и. о. директора Дома архитектора, за помощь в подготовке материала.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 011 (5873) от 23.01.2017.


Комментарии