Экстренные службы Петербурга собрали в одном месте

Служба экстренных вызовов «112», городская система видеонаблюдения, мониторинговая служба по обеспечению безопасности, центр управления транспортом, обработка вызовов по круглосуточной линии ЖКХ «004» - все это теперь сконцентрировано в одном большом доме. В здании, специально построенном для этих целей в 5-м Предпортовом проезде в Московском районе Петербурга. Вместе с руководящим составом управлений МЧС по Северо-Западному федеральному округу с организацией аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город» знакомился корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей».

Экстренные службы Петербурга собрали в одном месте  | ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС

- Система «112» по обработке экстренных вызовов действует в Петербурге полтора года и является ключевой в АПК «Безопасный город». Работа организована в двух центрах: если по каким-то причинам выйдет из строя один комплекс, его работу дублирует другой. Служба круглосуточная, сейчас в смене работают 25 операторов. Как видите, шесть из них в данный момент задействованы, отрабатывают звонки. В сутки мы принимаем около 8,5 тысячи вызовов, но случалось и до 12 тысяч. Определяется, откуда звонок, как правило, это связано с местом происшествия. Затем оператор передает информацию в соответствующие службы - спасателям, газовщикам, медикам, полицейским, - поясняет алгоритм действий директор СПб ГКУ «Городской мониторинговый центр» Виктор Серков.

В другом зале дома безопасности принимают звонки по круглосуточной линии «004» системы ЖКХ. Первое, что должен определить оператор: к нему поступило сообщение об аварии, требующей экстренного вмешательства коммунальных служб, или жалоба, к примеру, на грязь в лифте или разбитое стекло на лестнице. Во втором случае сообщение передается на портал «Наш Петербург», и в течение 10 дней непорядок должен быть устранен. Причем заявитель получает ссылку на портал, чтобы он мог убедиться, что его сообщение в работе.

На исправление аварийной ситуации, конечно же, отводят гораздо меньше времени - не более суток. К таковым относят, в частности, открытый люк коллектора или опасную наледь на крыше. Линия «004» тоже весьма загружена, по ней в сутки поступает до четырех тысяч обращений.

Средства объективного контроля - тоже составная часть АПК «Безопасный город». Отсюда, из дома безопасности, ведется контроль за ситуацией в городе по 30 тысячам видеокамер. Из них 153 относят к системе интеллектуальной обработки данных - с идентификацией гражданина. До конца нынешнего года таких - интеллектуальных - камер будет уже тысяча. В эту же систему включены 128 стационарных терминалов, по которым гражданин может обращаться напрямую. Однако их востребованность снижается, ведь практически у каждого теперь есть мобильный телефон, поэтому число комплексов на 50 штук сократили.

Особое внимание - обстановке на дорогах. Любой водитель может воспользоваться мобильным приложением «Безопасный город», которое было разработано перед ЧМ-2018 по футболу. В случае ДТП он сможет определить, под объектив какой камеры (каждая из них работает под идентификационным номером) попало происшествие с его машиной, и при необходимости воспользоваться записью. Она хранится до востребования в архиве до семи дней. 233 видеокомплекса ведут контроль за ситуацией на городских автостоянках, 50 из них передвижные. Кстати, замечено: там, где организовано видеонаблюдение, число нарушений уменьшается.

Сюда, в АПК, поступают сигналы и от пожарных постов в лесопарках города. Локализация возгорания обнаруживается на расстоянии 30 - 40 километров. Оперативно, например, было отработано сообщение о пожаре минувшим летом у озера Разлив. На место происшествия прибыла пожарная авиация, и огонь потушили в считанные часы.

Под особым контролем - социальные объекты: вузы, школы и детские сады, медицинские и спортивные учреждения.

- В каждом из 5895 объектов имеются датчики пожарной сигнализации, газоанализаторы, «тревожные кнопки». Все они включены в аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», и сигналы от них получаем в режиме реального времени. Собрана информация о каждом из таких объектов: сколько там человек обычно находятся, в результате понятны масштабы эвакуационных мероприятий в случае происшествия, - отметил Виктор Серков.

По каждому чрезвычайному случаю фиксируется и сохраняется весь алгоритм предпринятых действий. Директор мониторингового центра вывел на экран «Карточку происшествия» по пожару, случившемуся 17 января в типографском комплексе на Ленинском проспекте. Сохранены все восемь сообщений о начале пожара, которые поступили от петербуржцев. Поминутно расписан план действий и протокол происшествия. В финальной информации отмечается: были задействованы 177 спасателей из различных служб, один человек погиб, трое госпитализированы.

На пятом этаже здания - центр управления транспортом. Здесь тоже все автоматизировано. Через спутниковую систему ГЛОНАСС ведется мониторинг ситуации в городе. На экране можно увидеть работу всей уборочной техники, каждая из машин теперь снабжена датчиками спутниковой системы. Контролируется и передвижение автобусов, трамваев и троллейбусов по маршрутам.

- В случае каких-либо происшествий в автоматическом режиме предлагаются альтернативные пути движения, - рассказывает руководитель центра Павел Адарич. - Каждую неделю в городе случается до 40 закрытий станций метро в связи с обнаружением бесхозных вещей. Получив сообщение об этом, сразу оцениваем пути объезда этой станции на общественном транспорте. Схема выкладывается в Сети, и пассажиры в подземке могут ею воспользоваться.

Как уже отмечено, у дома безопасности, расположенного в 5-м Предпортовом проезде, есть дублер на Киевской улице. А вообще в программных комплексах, обеспечивающих мониторинг и выработку алгоритма решений в случае происшествий, задействованы около 6 тысяч работников. Мы рассказали далеко не о всех составляющих АПК «Безопасный город». Обновляется и совершенствуется, к примеру, Региональная автоматизированная система централизованного оповещения. Обстановка в городе в основном спокойная, тем не менее число обращений на портал «Наш Петербург» и системы «112», «004» растет. Петербуржцы почувствовали вкус к электронному управлению городом и не мирятся с недостатками.

#безопасность #служба #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 027 (6380) от 14.02.2019 под заголовком «Дом экстренного вызова».


Комментарии