Дом для рысистых бегов. История петербургского ипподрома
В 1880 году состоялись первые бега на ипподроме, обосновавшемся на Семеновском плацу (ныне Пионерская площадь). Организатором этого набиравшего популярность зрелища было Общество охотников конского зимнего бега (с 1903 г. - Императорское Санкт-Петербургское общество поощрения рысистого коннозаводства).
Иллюстрация (проект Ротгольца) - альманах «Зодчий», 1911 год.
В 1889 г. архитектор Л. Н. Бенуа построил здесь малую (западную), а в 1891 г. - большую (восточную) трибуны с шатровыми башенками, стилизованными в духе русской архитектуры XVII в. В 1904 г. на месте малой трибуны архитектор В. П. Цейдлер построил новый павильон, при этом воспроизвел высокие шатровые покрытия - тем самым дух «русского стиля» был сохранен.
С каждым годом число поклонников рысистых бегов росло, публике и обслуге становилось тесно в старых зданиях, поэтому в 1910 году был объявлен конкурс на составление эскизного проекта перестройки большой трибуны. Организатором соревнования выступило авторитетное Императорское Санкт-Петербургское общество архитекторов, избравшее в жюри («комиссию судей» в терминологии того времени) видных зодчих: Василия Косякова, Германа Гримма, Мариана Перетятковича, а также Евгения Шреттера, исполнявшего многотрудные обязанности секретаря конкурса.
Заказавшее конкурс Общество поощрения рысистого коннозаводства выделило в жюри двух своих представителей и обязалось выплатить премии: за первое место - 1700 рублей, за второе - 800 рублей. Условиями предписывалось представить два варианта, за каждый из которых можно было получить указанные суммы. По тем временам это были приличные деньги: аренда комфортабельной пятикомнатной квартиры в центре российской столицы обходилась примерно в тысячу рублей в год.
Первое место заняли два проекта гражданского инженера Г. Д. Ротгольца, выставленные под девизом «Золотой круг». Планировка обоих вариантов была признана очень удачной (помещения расположены «ясно и удобно»), а вот фасадные предложения подкачали. Но жюри сосредоточило внимание в первую очередь на планировке, так что «фасадное буйство» не сильно снизило оценку.
Первый проект Ротгольца представлял композицию в духе неоклассицизма. Массивные отдельно стоящие колонны были расставлены на уровне третьего этажа, «пучки» колонн оформляли центральный портал, над которым на фоне неба набирала ход скульптурная квадрига, подобная колеснице Аполлона на Александринском театре. Судей эта помпезность не вдохновила. «К сожалению, фасад несерьезного характера», - отметили они. К тому же тяжеловесные колонны третьего яруса вообще невозможно установить «при существующей толщине стен».
Второй вариант фасада Ротгольц выполнил в неорусском стиле, стремясь создать яркий «сказочный» образ белокаменного древнерусского терема или кремля. Он развил существовавшую шатровую композицию, сделав шатры многократно выше, а башни превратил в подобие крепостных - на этот образ работает «зубчатое» завершение башен и маленькие окна, напоминающие бойницы. Жюри не только не восхитилось, но даже возмутилось этой «старинностью»: «Фасады требуют слишком много ломки, не характерны для здания спорта и совершенно не гармонируют с архитектурой Петербурга».
В эти годы в профессиональном архитектурном сообществе шли споры - уместен ли вообще в Петербурге «допетровский стиль», способный разрушить классицистическую «физиономию» города. Отголоски этих дискуссий и нашли отражение в отзыве жюри.
В последующие десятилетия идеи строительства в Ленинграде - Петербурге нового ипподрома периодически высказывались, назывались самые разные площадки, но ни во что серьезное эти прожекты не вылились. Остается добавить, что в марте 2017 года на месте бывшего ипподрома на Пионерской площади были произведены раскопки и обнаружены фундаменты большой трибуны, которые распоряжением КГИОП от 18 апреля 2017 г. были включены в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 030 (6383) от 19.02.2019 под заголовком «Дом для рысистых бегов».
Комментарии