Долгожители «царского садика». В Петербурге проходит акция, посвящённая 235‑летию Таврического дворца
Таврический дворец, в котором работает Межпарламентская ассамблея СНГ, с некоторой долей условности можно назвать доступным для петербуржцев: если нет возможности стать участником проводимых здесь конференций и форумов, то, в конце концов, в него можно прийти просто на экскурсию. А вот прилегающая к дворцу небольшая часть парка — хотя она прекрасно просматривается с остальной его части — для посторонних полностью закрыта. Временно открыли ее лишь в ходе акции, посвященной 235‑летию дворца, на которую позвали и петербургских журналистов.
ФОТО АВТОРА
Они и стали свидетелями того, как генеральный секретарь Совета Межпарламентской ассамблеи СНГ Дмитрий Кобицкий, а также полномочные представители парламентов России, Армении, Белоруссии и Казахстана приняли участие в посадке дубов. Было посажено три дерева — десятилетние саженцы высотой около пяти метров. Их привезли из питомника в Туле.
— Межпарламентская ассамблея находится во дворце уже больше тридцати лет, и на протяжении всего этого времени мы неизменно уделяем много внимания не только реставрации исторического здания, но и сохранению прилегающей к нему территории, — пояснил Кобицкий. — Высаживая эти дубы, мы компенсируем потери, которые парк неизбежно несет, поскольку в нем немало старовозрастных деревьев…
Побывав в той части Таврического сада, которая примыкает к дворцу и недоступна широкой публике, журналисты убедились: в ней нет ничего особенно тайного. Те же дубы, липы, клены, лиственницы и ясени…
— Устройство сада в английском пейзажном стиле — с водоемами, каналами, открытыми лугами, красивыми пригорками, аллеями — началось одновременно со строительством в 1783 году Таврического дворца, служившего поначалу загородной усадьбой светлейшего князя Григория Потемкина, — рассказала сотрудник дворца Татьяна Болдышева. — В прудах плавали лебеди, по газонам бродили павлины.
В конце XVIII века усадьба на короткое время стала загородной резиденцией императрицы Екатерины II, и пространство возле дворца получило название «царского садика». И если остальную часть парка с середины XIX века открыли для широкой публики, то этот кусочек так и остался закрытой территорией.
Когда в Таврическом дворце в начале ХХ века разместилась Государственная дума, по садику прогуливались депутаты и министры, приезжавшие держать отчет перед народными избранниками. Сохранились фотоснимки, запечатлевшие в садике премьер-министра Петра Столыпина… В жаркие дни сюда, на свежий воздух, выносили столы, и здесь трудились стенографистки. В эти часы сад наполнялся грохотом десятков пишущих машинок.
Впоследствии бывший «царский садик» находился в ведении Всесоюзного сельскохозяйственного коммунистического университета имени Сталина, а затем — ленинградской Высшей партийной школы. Нынче закрытой частью Таврического сада пользуются представители парламентов стран СНГ.
На этой территории растет более двух с половиной сотен деревьев. Около десятка из них — настоящие долгожители: им около двухсот лет.
По заказу секретариата Совета Межпарламентской ассамблеи было проведено ландшафтное обследование деревьев, уточнены породы, определено их состояние. После чего специалисты принялись за лечение: как пояснил гендиректор фирмы «Пик» Алексей Ребров, за полтора месяца, в сентябре-октябре, обработали 47 деревьев. Удалили сухие ветки, провели санитарную обрезку крон, выполнили корневые и внекорневые подкормки.
Каждому дереву здесь нужен индивидуальный подход. На столетней липе установили стяжку: она удерживает отходящую от ствола тяжелую скелетную ветвь, которая может сломаться под собственной тяжестью.
Дубы обследовали с помощью специального томографа, который определяет наличие внутренних полостей, представляющих опасность для дерева. В данном случае, как пояснил Ребров, показывая дуб, которому не менее 200 лет, и демонстрируя шкалу показаний на экране ноутбука, видно, что это здоровое дерево, его древесина — плотная, хорошая.
Чем чаще будут проводить подобные обследования — тем лучше. И тогда у старинных дубов есть шанс прожить еще десятки лет. Ведь, как известно, самый возрастной дуб, растущий на территории Петербурга, старше самого города. Он находится в Михайловском саду возле Русского музея, и, по данным специалистов, ему примерно 360 лет. Дуб занимает почетное место в национальном реестре деревьев, нося звание памятника живой природы.
Читайте также:
Началось укрытие скульптур Летнего сада Русского музея на зиму
Что представляет собой сегодня район на Васильевском острове, известный как Смоленское поле
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 204 (7780) от 28.10.2024 под заголовком «Долгожители «царского садика»».
Комментарии