Долгострой десятилетия. Как реставрируют здание Консерватории в Петербурге
На днях тема реставрации этого здания поднялась на самый высокий уровень. Президент Владимир Путин на встрече с членами Совета Федерации призвал всех, от кого это зависит, покончить с «долгостроем». Здание Консерватории было поставлено на реставрацию в 2014 году, но работы велись только два года, а потом встали. Менялись подрядчики, возбуждались уголовные дела...
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
В начале марта 2020 года накануне введения карантина Консерваторию посетила большая делегация столичных чиновников во главе с вице-премьером Дмитрием Чернышенко. По его словам, «обнаружили то, что иначе как вандализмом не назовешь».
Прошло полгода с небольшим. Чернышенко с коллегами снова обошел Консерваторию. Мы приехали на Театральную площадь раньше правительственного кортежа, чтобы пройти по пустынному зданию. В нескольких помещениях были установлены стенды с фотографиями, которые показывают вид на начало ХХ века, на 2013 год и проект реставрации.
Начали, как положено, с парадной лестницы. На стенде воспроизведена запись из дневника известного политика и мецената Александра Половцева: «В партер вела роскошная лестница из ревельского мрамора с расходившимися маршами. Ее стены расписали под «рустик», имитировавший каменную кладку. Широкие мраморные марши, двухъярусная обходная галерея с прочной колоннадой ионического ордера и балюстрадой создавали у публики праздничный настрой...». Меломаны со стажем, конечно, помнят праздничный настрой. Сейчас о нем ничего не напоминает, строительные леса плотно закрыли интерьер.
Двигаемся в Большой зал – сердце консерваторского здания. Он появился в 1896 году при перестройке Большого театра под Консерваторию. В 1912 году в нем установили новый купол, который радикально улучшил акустику. В 1960-е годы была проведена неудачная реконструкция. Мало того что «пропал звук», скромный модернистский дизайн не гармонировал с эклектичным декором остальных помещений. Сейчас стены зала «ободраны» до кирпичей. Проектное решение 2014 года можно назвать «неоэклектикой»: оно сильно отличается от вида зала в начале ХХ века.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Малый зал Консерватории считался одной из лучших концертных площадок Ленинграда-Петербурга. Автор проекта – архитектор Владимир Николя назвал его «Залом квартетных собраний». Для хорошей акустики зал был обшит еловыми досками с отступом от кирпичной кладки. В 1894 году художник Андрей Рябушкин создал для него живописный плафон с изображением Аполлона Мусагета и его божественных соратников. Плафон погиб во время блокады и был воссоздан в 1970-е годы известным реставратором Анатолием Трескиным.
Малый зал капитально реставрировали меньше 20 лет назад, его второе открытие состоялось 18 мая 2001 года. Но стенд бесстрастно информирует о нынешних многочисленных повреждениях декора из-за подвижки здания и отмечает необходимость так провести реставрацию, чтобы обеспечить микроклимат для сохранности органа. Этот инструмент (третий в истории зала) был установлен 11 лет назад. Сейчас орган зашит лесами, строгая надпись гласит: «Дверь не открывать! Саркофаг органа!». Рядом – подробная инструкция от 4 сентября 2009 года. В ней перечислены лица (производители, органисты и настройщики), имеющие право заходить внутрь. Иначе немецкая фирма «Ойле» – строитель инструмента немедленно снимет его с гарантии. В инструкции говорится, что орган должен звучать ежедневно, но работать не более 8 часов в сутки. Влажность воздуха в помещении обязана находиться в интервале от 40 до 80 процентов. Датчик, выведенный на стену саркофага, показывал 66 процентов и температуру 15 градусов.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Последней точкой нашей экскурсии стало двухсветное помещение домовой Рождественской церкви. Она была освящена в 1896 году, через 12 лет там отпевали композитора Николая Римского-Корсакова. В 1922 году храм закрыли, иконостас и утварь передали в Никольский собор. Настенные росписи закрасили, храм разделили на два этажа и приспособили под классы. Проект 2014 года предполагает воссоздание храма, при расчистках обнаружены сохранившиеся фрагменты декора. На сегодня помещению возвращен прежний объем, и это уже впечатляет. Мы увидели только малую часть, многое осталось за кадром, ведь общая площадь здания Консерватории – 22 тысячи кв. метров...
На пресс-подходе Дмитрий Чернышенко сообщил, что на сегодня здание обеспечено теплом, поэтому реставрация может продолжаться: «Министерство культуры выделяет в этом и следующем году на первоочередные работы 1 миллиард рублей. В 2021 году объект передается в Минстрой, который подхватывает его сейчас, не дожидаясь завершения формальных процедур. Вместе с городом все работают как одна команда».
Александр Беглов, губернатор Петербурга, особо подчеркнул, что необходимо воссоздать уникальные акустические качества Большого зала Консерватории. «История этого музыкального вуза – это и история нашего города», – сказал он. Маэстро Валерий Гергиев заметил, что нужен рывок: «Два-три года на реставрацию, но не десять».
По источникам, быстро, увы, не получится. Ближайшие полтора года будут вестись в основном противоаварийные работы. На взгляд дилетанта все выглядит крепко. Но эксперты сообщили нам, что надо сушить фундаменты и стены (давно установленная временная крыша отремонтирована только в 2020 году), надо что-то делать с недостроенным атриумом в одном из двух внутренних дворов и т. д. Около года потребуется на внесение изменений в проект реставрации, которые еще должна одобрить Главгосэкспертиза. Непросто будет и с выбором нового генподрядчика. Не исключено, что предпочтение будет отдано «единственному поставщику услуг», чтобы избежать демпинга со всеми вытекающими из него последствиями.
Но вселяет надежду желание разных организаций объединить усилия. О необходимости именно такого подхода мы говорили в начале весны в предыдущей публикации о проблемах реставрационной отрасли применительно к петербургской Консерватории.
Редакция благодарит Анну Самсоненко из пресс-службы администрации Петербурга за помощь в подготовке материала.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (6776) от 02.10.2020 под заголовком «Орган в саркофаге ждет рывка».
Комментарии