2Vtzqv4Hz9U

Долгий путь к Спасу. В Петербург могут воссоздать храм на Сенной площади

Техническая возможность реконструировать станцию метро «Сенная площадь» таким образом, чтобы воссоздать храм Спас-на-Сенной в полном объеме, есть. Таков главный итог «круглого стола» экспертов, обсуждавших эту проблему. Инициаторами мероприятия стали СПб отделение ВООПИиК и Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры Петербурга.

Долгий путь к Спасу. В Петербург могут воссоздать храм на Сенной площади | ФОТО: Public Domain

ФОТО: Public Domain

В том, что храм надо воссоздавать, нет никаких сомнений — ни у специалистов по сохранению культурного наследия, ни у профессионального архитектурного сообщества. Михаил Мильчик, историк архитектуры, обычно выступает против новоделов, но Спас-на-Сенной — случай, по его словам, исключительный. А по мнению архитектора Никиты Явейна, без храма просто нет Сенной площади. Он держал весь ансамбль этого важного места в истории города, которое к тому же часто встречается в художественной литературе.

Ключевым на «круглом столе» стало выступление Дмитрия Бойцова, главного архитектора «Ленметрогипротранса». Он показал несколько эскизов конца 1980‑х годов, предлагавших воссоздание Спаса-на-Сенной. Но тогда это было невозможно: храм занимал половину площадки, на которой теперь находится наземный вестибюль станции метро «Сенная площадь».

Все изменилось в 2011 году, когда по завершении работ на дамбе были изменены нормативы по строительству наземных павильонов метро. Теперь нет необходимости ставить их на стилобат, как шестьдесят лет назад при возведении павильона станции «Площадь Мира» (ныне — «Сенная площадь»), где высота стилобата составляет более одного метра.

Как раз в тех же 2011 – 2012 годах стал активно обсуждаться вопрос воссоздания храма Спас-на-Сенной. Сотрудниками «Ленметрогипротранса» был подготовлен эскизный проект реконструкции наземной части станции «Сенная площадь». Его суть: сносятся существующий павильон и стилобат, вход и выход пассажиров осуществляется через новую пристройку к павильону станции «Спасская», она сдвинута на расстояние более трех метров, которые нужны для Спаса-на-Сенной. Существующий наклонный ход от станции «Сенная площадь» заканчивается на уровне земли, и перекладывать его нет необходимости. Однако десять лет назад эскизный проект был показан только на закрытых рабочих совещаниях и не стал достоянием общественности. Слишком много имущественных и технических проблем требовалось решить, прежде чем можно было приступать к его реализации.

Сейчас земельный участок на том месте, где стоял Спас-на-Сенной и сохранилась часть исторического фундамента — объекта культурного наследия, передан в безвозмездное пользование прихода храма. Службы проходят в часовне, которая расположена за пределами участка. Приход ведет сложные переговоры о переносе инженерных сетей, проходящих по историческому участку. Часть сетей уже переложена, найдены обмерные чертежи Спаса-на-Сенной, сделанные перед его сносом в 1961 году.

Проблем тем не менее остается много. Как сообщил на «круглом столе» Андрей Спиркин, главный инженер Петербургского метрополитена, на 2026 – 2027 год запланирован ремонт наклонного хода станции «Сенная площадь» без замены эскалаторов. Никаких планов по сносу наземного павильона нет.

В кулуарах «круглого стола» нашей газете удалось выяснить, что планы реконструкции метрополитена сверстаны до 2041 года. Снос павильона и стилобата, а также строительство новой пристройки к «Спасской» оцениваются экспертами в 2 млрд рублей. Практика показывает, что даже если представить на экспертизу такой проект, от авторов потребуют включить в него замену эскалаторов — сумма затрат возрастет тогда до 5 млрд рублей, что сравнимо с расходами на воссоздание самого Спаса-на-Сенной.

Здание храма рассчитано на тысячу человек. Это потребует выполнения норм по парковкам, благоустройству, инсоляции соседних зданий. Либо нужно найти юридические механизмы, позволяющие не выполнять эти требования.

По словам Владимира Григорьева, президента петербургского Союза архитекторов, необходимо подготовить полный эскизный проект воссоздания Спаса-на-Сенной, чтобы наглядно понять, как он будет выглядеть в существующем или планируемом окружении. Григорьева поддержал Дмитрий Борунов, епархиальный архитектор. Важным вопросом для этого эскиза будет влияние возможной надстройки общего павильона станций «Сенная площадь» и «Спасская» техническими и коммерческими помещениями.

В финале обсуждения участники «круглого стола» договорились о том, что речь должна идти только о полном воссоздании Спаса-на-Сенной. Не нашло поддержки предложение разделить проект на два этапа: сначала — колокольня, которой не помешает существующий наземный павильон «Сенной площади», а потом сам храм. Эксперты опасаются, что в таком случае первым этапом может все и закончиться, что снизит градостроительную ценность всей затеи.

Представители Фонда содействия обещали выступить в роли координаторов по сбору средств, необходимых для воссоздания Спаса-на-Сенной. Вопрос, где взять деньги на реконструкцию павильонов и эскалаторов метрополитена, остается открытым.


#метро #храм #воссоздание

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (7294) от 10.11.2022 под заголовком «Долгий путь к Спасу».


Комментарии